Психология и вера
05.03.2014
2824 просмотра
Дарья Косинцева

Раньше я очень, очень увлекалась психологией. Даже хотела на психфак. Увлечение это вполне объяснимо: каждый из нас хочет понять мотивы собственных поступков и поступков других людей, научиться управлять собой и предсказывать поведение окружающих. Ну а я всегда была особенно любопытной натурой.

Однако после моего обращения в христианство это увлечение как рукой сняло. Не потому что "психология - это бесовщина, чур-чур меня", а потому один только скромный сборничек "Гордость" из церковной лавки открыл и объяснил мне механизмов поведения гораздо больше, чем стопочка прочитанных до этого книжек по психологии, антропологии и т.п. Теперь почти каждый раз, когда я начинаю читать какое-то психологическое исследование, я очень быстро бросаю его с мыслью вроде "А, ну да, это ж очевидно, зачем так много букв и мутного теоретизирования?".

Вот открываю я великого американского психотерапевта Ирвина Ялома, читаю про то, что психотерапия бесполезна, пока человек не примет на себя ответственность и не признает, что именно он - причина своих несчастий и неустроенности. Ну что тут может быть нового для христианина? Вот смотрели мы недавно фильм "Мертвец идет" - там как раз монашка такую психотерапию над смертником производит.

Читаю дальше про "четыре экзистенциальные данности", а по-русски - четыре главных испытания человеческой жизни. Ну что там? "Неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни". Ну круто, да: христианство ставит эти вопросы и отвечает на них. И это не христианство молодец, что у него хорошая психотерапия, а психотерапия молодец, что в ней есть что-то от христианства: и она эффективна постольку, поскольку применяет христианские подходы и практики.

Целые книги, целые исследования популярных авторов преподносят как шок и открытие то, что для христианской теории личности - просто частный случай давно известной общей тенденции. И я смотрю на "Озоне" на очередной психологический бестселлер и думаю: "Да ну. Лучше святых отцов еще почитаю. Ну-ка, что там Августин пишет про механизмы функционирования психики и поведенческие реакции..."