Вера и психология
27.02.2014
3023 просмотра
Дарья Косинцева

Недавно с мужем обсуждали Евангелие, и я рассказывала про то, что «Царство Божие не придет приметным образом», то есть царство Божие внутри нас. И муж сказал: «Слушай, если воспринимать эту книгу как книгу про личность, как описание жизни человека, то, может быть, и Апокалипсис – это то, что происходит внутри каждого человека?» 

И тут меня осенило. Как же я раньше для себя это не формулировала так ясно? Действительно, Новый Завет – это же гениальный терапевтический текст по психологии! Он о перерождении личности через смерть к воскрешению, от личного апокалипсиса к личному царствию Божию! То есть эта книга – прекрасный текст для терапии личности. Что-то в духе юнгианской психологии, в которой человека лечат истории – и мифы, как сохраненные в культуре обобщенные истории типичных внутренних конфликтов человека (я из всего этого читала только «Бегущую с волками», но знающие люди, наверно, поймут). Евангельская история – это история историй, супер-глубинная психология, метапсихология, которая касается каждого и которая способна излечить ВСЕ нарушения развития личности. Личности с большой буквы. Изучение принципов, изложенных в этой книге, способно заменить разом всех психотерапевтов, все изощренные психотерапевтические методики и все методики личностного роста!

Христианство – это же самая первая полноценная психо-логия, то есть «наука о душе». Я еще раньше заметила, что то, что современные психологи преподносят как революционные открытия, ясно и просто описано сотни лет назад в рамках «христианской психологической школы» монахами, святыми отцами и прочими христианскими писателями. Я уже молчу про технологию исповеди, поголовно используемую всеми – от Фрейда до обществ анонимных алкоголиков.

Очевидно, что все эти изгнания бесов в Евангелии – чистая практика психотерапии. К тому же показывающая, как далеко может зайти настоящий терапевт души – заодно излечив и тело. Психосоматика, однако. 

При этом психологическая теория христианства предельно проста и в классификации болезней (всего несколько грехов), и в способах самоизлечения, доступных каждому. А главное, в христианстве есть внятное представление о «здоровом человеке», которого воплощает Христос. И все это – на фоне современной разветвленной психологической теории, в которой неискушенный ногу сломит. Кстати говоря, есть даже такое направление, как «христианская психология». Хотя, на мой взгляд, это вообще лишнее. Христианство – это, похоже, и есть самая главная психология – от Евангелия до учений аскетов о страстях. Кстати, эти самые творения аскетов о борьбе со страстями – очень увлекательное и глубокое чтение о собственной мотивации, при этом чтение последовательное, внятное и не требующее специальных знаний. 

При всем этом из христианства пытаются выжать что угодно – искусство, государственную идеологию, заумную метафизику. Забывая рассказать самое главное: что христианство – это самая мощная в мире в психотерапия, то есть практика излечения души.


Читайте также: "Психология и вера"