Аморальный Христос
10.05.2014
5789 просмотров
Дарья Косинцева

Христос - личность аморальная и безнравственная. Он скорее похож на какого-нибудь доброго разбойника, чем на учителя нравственности.

У Честертона прочитала такую мысль: до и после Христа было много писателей "в нравственном духе". По большей части все они обсасывают одни и те же общие места. В отличие от всех этих учителей нравственности, Христос не говорит банальностей.

Действительно, Христос хвалит раздолбайку Марию, а не хозяйственную Марфу. Над блудницей не произносит нравоучительную речь о вреде блуда, а приводит парадокс, который сразу разгоняет всех борцов за нравственность. С фарисеем и мытарем то же самое: Христос не говорит о том, что нравственная жизнь рождает душевное спокойствие. Христос не говорит о том, что добродетель - источник богатства и семейного благополучия, а превозносит бродяг и бомжей, заодно говоря, как трудно богатому войти в царствие небесное. Про семейные ценности и говорить нечего: как их только Иисус не принижает - от "враги человеку домашние его" до пренебрежительного отношения к похоронам чьего-то родного отца ("оставьте мертвым хоронить своих мертвецов").

В общем, Христос постоянно рвет шаблон своим слушателям. Это плохие новости для тех, кто считает Христа просто учителем нравственности. При этом они как бы подразумевают, что нравственность - это мило, но она немного устарела. Да, добродетель устарела еще 2000 лет назад при Римской империи, не зря добродетельные и просвещенные римские граждане постепенно скатились в тиранию, эзотерику, треш и угар. Нравственность - это человеческое, слишком человеческое. Слишком общее. Слишком унылое. Всем юным и горящим сердцем плоды нравственности кажутся не плодами, а сухофруктами. Именно поэтому я так зачитывалась Ницше в свои 18 лет - Ницше, который честно спрашивает: "Нафига быть добрым? Жизнь - это хаос, который с потрохами сожрет вас с вашей унылой схематической добродетелью."

Но в Христе и христианстве есть нечто поинтереснее, чем добродетель. Нравственность - это хорошо, но в этом случае лучшее - враг хорошего. Христос был революционен по отношению к добродетели своего времени и остается революционным по сей день. В Нем есть загадка, парадокс, неумирающие сила, энергия, свежесть и вызов. В христианстве, как и у Ницше, "человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком". Христос учит не как вести здоровый образ жизни, а как ходить по канату. А лучше - летать.