Благие намерения и приоритеты
06.10.2014
3552 просмотра
«Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» - говорит романтичный сатана у Булгакова. Но вот по жизни обычно бывает наоборот: мы слишком часто сталкиваемся с силами, которые вечно хотят блага, но вечно совершают зло. Почему так происходит? Думаю, они просто неправильно расставляют приоритеты.

Добро и зло бывают по значимости очень разные. Целовать с утра жену – это хорошо. Но если ты потом идешь вырывать евреям золотые зубы перед отправкой в газовую камеру, то возникает вопрос – так ли важно целовать перед этим жену?
У добра, как и у зла, есть некая суть, центр – вокруг которого потом расходятся некие затухающие круги. Прелесть Евангелия именно в том, что оно кратко резюмирует суть того и другого, и отсекает всякое рассусоливание, которое может привести к тому, что вы, отходя все дальше от сути добра, незаметно вляпаетесь во зло.

Хотя Христос ругает праведных фарисеев на чем свет стоит, но он все время подчеркивает, что пришел не нарушить закон. Так что же он пришел сделать? Он пришел расставить приоритеты. Главный из них: закон – это хорошо, но любовь – выше. Многие парадоксальные истории, высказывание, притчи Евангелия именно про это: про переоценку приоритетов. Например, щепку из глаза ближнего вытаскивать, конечно, надо, но главнее перед этим вытащить из своего бревно. В историях про блудницу или мытаря месседж развернут уже подробно, с примерами: быть мытарем или блудницей – это плохо, но когда вы забываете о своих грехах и идете побивать камнями блудницу или осуждаете – это в сто раз хуже. То есть Христос не оправдывает блудницу, мытаря и вообще грешащего «ближнего с щепкой в глазу», но показывает, что в деле борьбы главное – победить самого себя. Христос как бы поправляет заигравшихся школьников, которые выводят правильное решение задачи, зато очень красивым почерком.

С тех пор мало что поменялось: чёткий «духовный фокус», установленный Христом, то и дело куда-нибудь съезжает. Это вызывает иногда закономерную реакцию вроде всяких ересей или расколов. Например – «долой иконы и вообще всякую церковную красивость!» Хотя в иконах и в красивости самих по себе ничего плохого нет, однако когда именно они становятся в центр духовной жизни – это неправильно. Всяческие «прихрамовые суеверия» – они из той же оперы: это не от врожденного язычества бабулек, а просто от того, что легче заниматься расстановкой свечек, чем вдумчивым самоосуждением, например. Слишком напряжно постоянно стремиться к «центру добра», ломая себя. Так и тянет скатиться куда-нибудь к чему-то более привычному, понятному и менее парадоксальному. А надо помнить о главном, постоянно возвращаться к евангельским истинам.

Понимаете, в чем проблема? Слишком часто люди, которые вроде бы хотят блага, практикуют непринципиальное добро и борются с периферийным злом. Например, для меня запрет всяких не богоугодных рок-концертов равносилен поведению человека, который упорно гладит белье, пока его квартира горит. В итоге не останется ни белья, ни квартиры. Почему? А потому что всегда надо помнить о главном.

Этот подход можно применить при решении практически всех наболевших церковных вопросов. Важно для себя в голове всегда четко держать иерархию ценностей.

Красивый старославянский – это хорошо, но понимание прихожанами текста богослужения – важнее.

Носить крестик – хорошо, но жить по-христиански – важнее.

Блюсти пост – хорошо, но прощать ближнего – важнее.

Запрет пропаганды гомосексуализма – может, и хорошо, но миссионерство – точно важнее.

Защитить нравственность – хорошо, но сохранить себя от гнева – важнее.