Изобретаем мораль
01.04.2014
5824 просмотра

Сбросим обветшалую религиозную мораль с корабля современности! Давайте изобретем новую коммунистическую/арийскую/толерантную/(нужное вписать) мораль. Вот тогда-то заживем.

Тема изобретения морали – очень вкусная. Огромное количество исследований в 20 веке показывает, что у разных обществ и разных времен мораль совершенно разная. Из этого как бы напрашивается вывод – все морали равны, и христианская ничуть не лучше какой-нибудь другой. Мораль – это просто результат договора, или результат навязывания определенных правил для регулирования общества. Договор этот происходил кода-то в стародавние времена, условия изменились – и нет ничего плохого в том, чтобы умные, интеллигентные люди условия договора пересмотрели и заново определили, что такое хорошо, а что такое плохо.

И вот тут мыслители вступают на скользкую дорожку. На каких основаниях изобретать мораль? Ну, есть разные мнения, но вообще, конечно – максимум добра для максимального количества людей. Ну ок, а если добро сегодня оборачивается злом завтра, или сегодняшнее зло послужит завтра всем на благо? Тут начинается тема «этики последствий» – или попыток оценить поступок по последствиям. Надо сказать, сомнительных попыток: слишком мало человечество может прогнозировать в своей истории, как показывает практика.

То есть можно сколько угодно говорить о том, что "Бога нет, но зато Христос был гениальным учителем нравственности" – но вот вся ценность этой "нравственности" разбивается о то, что христианская мораль – всего лишь одна из возможных. Действительно, если воспринимать мораль как изобретение людей, привлекших Бога как сказку – то да, умные люди вправе ее пересматривать. Если же как порождение всеведущего и всесильного Бога – это совсем другое. Бог явно знает больше нас, и если говорить об «этике последствий», то Бог знает последствия наших действий вплоть до бесконечности, и моральные правила дал именно в соответствии с этим знанием. В таких условиях любой пересмотр морали выглядит, по меньшей мере, рискованной затеей.

На днях посмотрели фильм «А что бы вы сделали?» - так себе триллер, бездарная копия «Пилы». Но зато там есть прекрасная иллюстрация на тему «аморальных, но оправданных действий». Героине дается выбор – в жестокой игре убить человека и получить деньги для спасения больного брата, или уйти ни с чем, но другой человек останется жив. Героиня, блондинистая няшечка, взвешивает последствия, дрожащими руками стреляет в партнера по игре и получает деньги для спасения брата. Возвращается домой – а брат покончил жизнь самоубийством. Вот тебе и «взвесила».

В общем, любая self-made этика наталкиваются на слишком большое количество переменных, то есть в итоге – на жуткую неопределенность.

К тому же, когда интеллигент и гуманист читает что-нибудь про то, что все морали равны, все морали нужны, он не до конца представляет последствий этого вывода. Обычно он представляет что-нибудь типа «геям можно жениться» или «секс вне брака – это нормально». Но проблема в том, что это ведь совсем не предел для «пересмотра морали»! Это только цветочки. Однажды начав пересматривать, светская этика тонет в болоте субъективности. На что она может опереться? На ценность человеческой жизни? А как же польза нации, польза и жизнь многих людей – возразят гуманисты с мышлением помасштабней – ведь ради них можно и человеческой жизнью пожертвовать... и не одной... Ну все, пошло-поехало. А почему бы и нет? И у интеллигентного гуманиста нет аргументов против массовой бойни во имя добра, кроме животного ужаса.

Все-таки прав был Федор Михайлович: если Бога нет, то все позволено.