О мой Босх
26.08.2017
3802 просмотра
Юрий Беспечанский

Некоторое время назад одним моим знакомым, протестантским пастором из Екатеринбурга Виктором Судаковым был создан цикл проповедей под общим названием «С нами Босх». Цикл был посвящен духовному смыслу картин известного голландского художника XV-XVI веков Хиеронимуса Босха. Некоторые коллеги-пасторы критиковали Виктора: как же так? Протестант должен проповедовать только о Боге и только по Библии, но никак не по картинам художников. Ведь один из главных принципов основателя протестантизма, Мартина Лютера, – «Sola Scriptura», «только Писание».

Советую, кстати, тем, кто не видел, посмотреть серию небольших фильмов «Удивительные уроки жизни Мартина Лютера», снятых как раз пастором Виктором в Германии… Библия – это ОСОБАЯ книга: так считают не только протестанты, но и «нормальные» христиане других конфессий; она есть дар и плод особого, «концентрированного» откровения нам от Бога. Но это не значит, что у Бога нет других источников откровения: через природу, через красоту, через подлинную любовь, через человеческие отношения мы тоже можем услышать голос Господа. Альберт Эйнштейн полагал, что и через красоту математических и физических законов, как и через красоту музыки, выражается гармония мира, «музыка сфер», вдохновленная Создателем.

Недавно я посетил интерактивную выставку картин Босха «Ожившие полотна». Картины Босха что-то значили в моем пути к вере во Христа, поэтому я решил попытаться обновить впечатления или вспомнить что-то важное для меня. Для тех, кто не в теме: картины Босха часто привлекают людей нагромождением ужасов и фантасмагорий – что-то вроде Сальвадора Дали эпохи голландского Возрождения. На этой выставке Босх был представлен детальным показом его главного триптиха «Сад земных наслаждений». В правой части – картины ада, где всё горит в огне, оторванные ноги, руки, уши. Аду не уступает центральная часть триптиха – собственно земная жизнь с нагромождением тел людей, животных, экзотических колючих растений. И здесь же «рай»: те же колючки, птицы, кот, который тащит в зубах черную мышь. Обнаженные Адам и Ева, которых держит за руку то ли ангел, то ли Христос…

И.Босх "Сад земных наслаждений"
И. Босх "Сад земных наслаждений"

Общее моё ощущение – ВСЁ здесь пропитано грехом, суетой или желанием греха. Я – не сторонник понимать искусство, в частности живопись, как ребус или загадку, требующую рациональной разгадки. Когда у Льва Толстого спросили: в чем смысл романа «Война и мир» в нескольких словах? – он ответил: если бы таковой был, то я написал бы эти несколько слов, а романа не писал бы. Искусство, в отличие от науки, как мне кажется, нужно понимать целостно, «сердцем». Поэтому я и говорю об общем впечатлении пропитанности грехом в наиболее известных произведениях Босха. Независимо от того, изображается рай или ад, или бесовские наваждения, или церковники – всё здесь КАК-ТО НЕ ТАК! Что-то здесь не то (подчеркиваю – это только моё личное ощущение), какая-то ЛОЖЬ во всём этом видится. Почему-то вспоминается песня Высоцкого: «И ни церковь, ни кабак, ничего не свято; нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!»

Поэтому мне было удивительно, что на интерактивной выставке сделали упор как раз на наиболее известных «райско-адских» картинах Босха. Впрочем, даже не удивительно, потому что выставку делали вовсе не христиане и вовсе не для поисков смысла его картин, но для бизнеса прежде всего. Или же смысл организаторам выставки как раз и виделся в этой причудливой «игре» рая и ада, где все мотивы перемешаны. Собственно, в этом и состоит обыкновенная жизнь «нормального» грешного человека: смешать в одной куче «сто грамм добра» со «ста граммами зла» до состояния, где одно с другим неразличимы и плавно перетекают одно в другое…Вот почему, кстати, современные вполне себе интеллектуальные люди часто любят что-то восточное, например китайское: «инь» и «ян», добро и зло, плавно перетекающие одно в другое. Потому что в их жизни ровно так же: причудливый компот или кисель из того и другого.

Что же меня всегда поражало, удивляло и восхищало в Босхе? На мой взгляд, ему не очень удавались образы распятия: даже Христос выглядел как-то сусально, стандартно, бессильно и церковно-пресно. Меня поражало, как он изображал ЧЕЛОВЕКА. Среди толпы безликих и стертых грехом лиц, в их числе и лица церковников (а мерзость лиц на картинах художника как раз выражает мерзость их внутреннего состояния), иногда появляются потрясающие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ лица. Вот – измученный трудами и грехами исхудалый блудный сын на одноименной картине. Вот – кроткий и задумчивый Иоанн Креститель в розово-красной одежде на картине «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Глаза его опущены, левой рукой он подпирает голову. Рядом лежит агнец; кругом буйная зелень и колючий кустарник на переднем плане. Вот – святой Христофор, несущий на себе младенца Иисуса. Тоже розово-красное одеяние, он еле стоит, опираясь на посох: ноги погружены в воду, на посохе рыба. Он страстно предан одной задаче: донести младенца Иисуса. Вот святой евангелист Иоанн на Патмосе в том же розовом одеянии внимает словам ангела и всё записывает.

И.Босх "Блудный сын"
И. Босх "Блудный сын"

И.Босх "Святой Иоанн Креститель в пустыне"
И. Босх "Святой Иоанн Креститель в пустыне"

И.Босх "Святой Христофор"
И. Босх "Святой Христофор"

И.Босх "Святой Иоанн на Патмосе"
И. Босх "Святой Иоанн на Патмосе"

Каким образом Босх когда-то помог войти мне в христианство? Что его картины открыли мне, чем поразили? Как на картинах Босха, так и в историческом христианстве любых конфессий много суеты, пустоты, ужаса и даже дьявольщины, в какие бы религиозные одежды она ни рядилась… Но христианство свято и живо потому, а врата ада не одолели до сих пор и никогда не одолеют Святую Церковь, поэтому в ней были, есть и будут ЛИЧНОСТИ, которые сияют светом Христовым: в любых христианских конфессиях и деноминациях.

Мы можем учиться христианскому пути у таких личностей. Но лучше – самим становиться такими личностями, посвященными Богу всем сердцем. Любое посвящение имеет цену, и оно различно по характеру дара от Господа, но оно может сделать нас настоящими людьми, исполненными веры, надежды и любви.