Снежная Королева и космогония льда
08.06.2017
2691 просмотр
Найдено в Интернетах

Автор: Михаил Елиазаров

Сказка «Снежная Королева» написана в 1848 году. Интереснейший, пожалуй, самый главный год XIX века. Из революционных потрясений 48-го выделилась та чудовищная интеллектуальная энергия, определившая политические и социальные векторы века двадцатого. Достаточно вспомнить, что именно в 1848-м Маркс и Энгельс по поручению Второго конгресса Союза коммунистов создали «Манифест Коммунистической партии».

Сказочный мир «Снежной Королевы» находится вроде бы на обочине грозных европейских событий. Поразительно, но слащавый сочинитель-протестант из тихой провинциальной Дании сознательно ли, случайно ли воссоздает величественную мистерию Льда.

Маленький бюргер Кай преображен. Крупица Льда перестроила его духовную оптику. Андерсен, формально выступая на стороне христианства, подчеркивает, что Гнозис (Знание) — это и есть Лед. Именно Лед — мера объективности в восприятии реальности, настраивающая глаза на правильный лад. Кай, лишенный розовых очков детства, сквозь оптику Льда видит истинную суть вещей и людей — тлен и тщету. Лед открывает ему уродство и несовершенство мира. Также не случайно во дворце Снежной Королевы Кай выкладывает слово «Вечность» из кусочков льда — природа вечности напрямую связана со Льдом — первоматерией Вселенной, а властительница этой первоматерии — Снежная Королева, Мудрость, София.

Лед и Холод как мистические, алхимические элементы — не открытие Андерсена. Лед — постоянный элемент средневековых трактатов алхимиков и каббалистов, рассуждающих о ледяной природе. Для алхимика Лед — это мистический предел, отделяющий жизнь от духа. Мистик и философ XVI века Чезаре делла Ривьера трактует слово «ангел», как Антик Гело, то есть Древний Лед. Подвижник Знания, сделавшийся частичкой Льда, обретает иную природу — ангелическую. Собственно, таким и становится Кай, едва сердце его преображается Льдом, — он «ангел». Не случайно само его имя «Кай» созвучно Eis и Sky. Кай — это Небесный Лед. Герда это — Erde, по-немецки «земля». Герда олицетворяет все земное — страсти, чувства. Она охотно и часто плачет. Слезы Герды — это Соль Земли (соль — кристалл враждебной льду природы, не случайно в гололед улицы посыпают солью).

Лед у Андерсена отнюдь не выступает материей Зла. Пришедшая с Христом земная Герда не способна уничтожить Ледяной Чертог, потому что он не противоречит Христу. Ничто не изменяется во дворце Снежной Королевы. Он не тает, не рушится, как толкиеновский Мордор. От вмешательства Герды растаяло только ледяное сердце Кая. Льдинки же, словно в насмешку над Каем, складываются в «Вечность», которая уже недостижима для него. Он перестает быть подвижником Знания, лишается своей бессмертной ангелической ледяной природы и становится обычным земным человеком. Для средневекового алхимика-гностика «Снежная Королева» описывает ледяную космогонию Духа и повторное грехопадение.

Лед как алхимическая субстанция не оставил в покое и XX век. В 20-х годах возникла еще одна космогония Льда, одухотворившая одну из самых грозных цивилизаций XX века — Третий рейх. Речь идет о Welteislehre, или «Учении о мировом льде» Ганса Гёрбигера, идеологической доктрине, ставшей на тот период символом возрождения немецкого народа. В XXI веке замечательный русский писатель Владимир Сорокин создает трилогию «Лед» — о братьях Света, позабывших самих себя и возвращенных Льдом к осознанию своего божественного происхождения.

Лед одной своей фактурой будоражит ум и рождает образ. Гёрбигера осенило, когда он наблюдал, как расплавленную сталь вылили на покрытую льдом землю. Владимир Сорокин в одном из интервью говорил, что идея «Льда» пришла к нему, когда он увидел выброшенный на асфальт кусок льда.

Ганс Гёрбигер утверждал, что Солнечная система образовалась в результате падения на Солнце гигантского ледяного метеорита. Взрыв выбросил массы расплавленного вещества, которые и образовали планеты. Согласно теории Гёрбигера у Земли существовало четыре луны — четыре ледяных спутника, с определенной периодичностью падавших на Землю. Эти падения льда вызывали мировые катастрофы, вершившие геологическую историю Земли. Катастрофы обусловливали исчезновение старых и возникновение новых цивилизаций и рас. Падение второй луны породило гигантов: сверхлюдей и сверчудовищ, падение третьей ледяной луны уничтожило и тех, и других, разделив новое человечество на арийцев и прочих.

В романах Владимира Сорокина удары молота, сделанного из космического Льда, пробуждают уснувший Дух в сынах Света. Их всего 23 тысячи. Они были погребены в «мясных машинах» — в людях. «Проснувшиеся» — по сути те самые льдинки из дворца Снежной Королевы, 23 тысячи ледяных осколков, пытающихся выложить из самих себя слово «Вечность» (или «Бог»). Дети Света ошибаются, создают слово «Смерть» и гибнут. Лед — творец и творческий материал. Он способен породить Вселенную, прекрасное художественное произведение, нацистскую космогонию. И этим возможности Льда еще не исчерпаны.

Первая часть.

Продолжение.

Источник.