Библейский блюз в вечном мажоре
06.04.2017
457 просмотров
Валентина Калачёва

«Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге»…Восстань, Господи! спаси меня…». Была бы «негром преклонных годов» написала бы протяжный блюз, честное слово. Тем более, и тема классическая — хорошему человеку плохо :) Но поскольку с расой заминочка вышла, буду просто читать «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего», третий по счету в Псалтири. Читать и понимать.

Третий псалом входит в «Шестопсалмие», читаемое в начале утреннего богослужения Православной Церкви, которое отправляется вечером. Чую, как некоторые махнули рукой: чё с вас, православных, брать? у вас всю дорогу жизнь с ног на голову перевернута! Утро и то — вечером! Да, началом новых суток в Церкви считается не полночь, а шесть часов вечера. Условно. Потому как богослужения суточного круга в современной литургической практике не привязаны точно к часам астрономического времени. Обычай служить вечерню с утреней произошел от практики всенощных бдений, предписанных уставом.

Сам псалом описывать не буду, просто отправлю всех знакомиться с высокохудожественным вдохновенным произведением святителя Иоанна Златоуста «Беседы на Псалмы» — «Беседа 1 на псалом 3». После него долго не хочется вообще ничего читать, включая нобелевских лауреатов. Это же не текст — это песня! Впрочем, как и всегда у этого Вселенского учителя Церкви.

«Цари воздвигают победные статуи в честь военачальников, одержавших победу; также начальники выставляют победоносные изображения и столбы в честь возниц и борцов, и заставляют вещество надписью, как бы устами, возвещать победу. Другие излагают похвалы победителям в книгах и письменах, желая показать, что в похвалах сами они сильнее тех, кого хвалят. Ораторы и живописцы, резчики и ваятели, народы и начальники, города и селения, удивляются победителям; но никто не начертал изображения в честь бегущего и не воевавшего, как (делает) теперь Давид, — потому что говорится: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». И когда беглец удостаивается похвал? Когда изгнанник заслуживает надписи? Беглецов ловят, письменно объявляя о них, а не прославляют надписями. Но узнай, брат, причину такого надписания (псалма) и сохрани свою душу; пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни; пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом, как бы на основании, созидаться страхом Божиим, — потому что как здание без основания бывает непрочно, так и писание, если не видишь цели его, не приносит пользы».

«Сохрани свою душу». Да, об этом печется Бог, об этом печется Церковь, которая, предваряя чтение «Шестопсалмия» , помещает в «Служебник» такие слова: мол, надо читать «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующее Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших». Я когда на фразу эту натолкнулась, то сразу подумала, что она суть свидетельство о нашем падшем состоянии, потому как, должно быть, все молитвы надо так читать, не только шесть псалмов. Но богомудрые люди, видимо, подозревая, что дело с молитвой у нас не уха, предупреждают: ну хоть здесь-то уже соберитесь, в конце-то концов! богомольцы вы или зачем? Не случайно же у нас по Церкви народ рассекает, когда «Шестопсалмие» читают. А что? Темно, скучно, песен не поют, можно расслабиться. Как раз до Страшного Суда, который эти псалмы, по мнению св. Паисия Афонского и символизируют.

Фраза третьего псалма «Нет ему спасения в Боге» и бегство Давида — очень напряженный момент, потому что по жизни не очень хочется чувствовать себя золотом, очищающимся огнем, а хочется чувствовать себя просто золотом, просто лежащим в сейфе, просто закрытым на семь замков. И не всегда вовремя доходит, что это болото, а не духовная жизнь. Но всё же доходит, и посему слава Тебе, Боже, от Коего спасение.

Чего тут добавить? Разве что «аминь».