"БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ"
10.12.2016
2074 просмотра
Юрий Беспечанский


Что является противоположностью правды? Вы скажете: ложь? Если правда – это  2х2 = 4, а ложь – это 2х2 = 5, то правда всем очевидна, и ложь очевидна всем. И зачем такой правды искать? И зачем верить в такую ложь? 


Жизненной противоположностью правды является ПОЛУПРАВДА, и «лучшая ложь – это полуправда», как заметил однажды Йозеф Геббельс, министр пропаганды при Адольфе Гитлере.

Человеку трудно жить без опоры, без более или менее твердых принципов, без внутренней надежды и уверенности, что он «живет правильно». Чем привлекательна полуправда? Тем, что она дает ощущение душевного комфорта, внутренней благоустроенности. Вот почему, даже в интернете, столь популярны посты такого рода: «10 принципов счастливой жизни», «7 правил достижения успеха» и прочее.

Не нужно мучиться, не нужно слишком переживать: просто соблюдай 10 правил, и всё в твоей жизни будет хорошо – тебе будет комфортно.

Ведь какова цель поисков правды? Счастливая, комфортная, довольная, успешная жизнь, основанная на реализации найденных принципов этой самой правды.

Ничего не имею против правильных принципов: несомненная «доля правды» в такой логике есть. Но что-то в ней не так… Иногда думаю: чем меня смущают некоторые верующие христиане? Люди когда-то, в дохристианском прошлом, вели неправедный образ жизни: пили, курили, блудили, матерились, употребляли наркотики. А теперь, став христианами, они избавились от дурных привычек, приобрели добрые (например, ходить в церковь, читать Библию). Жизнь этих людей стала более упорядоченной.

Что же здесь не так? В обществе многих христиан почему-то СКУЧНО. И я понял, почему. Те из грешников и язычников, которые сознают свою греховность и несовершенство, находятся в процессе постоянного творческого поиска, в состоянии неудовлетворенности собой и своей жизнью. Когда же человек становится христианином, часто творческий поиск прекращается: чего искать – всё уже найдено! Теперь можно спокойно жить – ведь ты идешь в вечность – и наслаждаться тем, что имеешь. Самое главное решение уже принято: человек стал христианином. Осталось дожить жизнь, благополучно дойти до вечности, принимая локальные правильные решения.

Когда-то известного атеиста и богохульника Вольтера спросили: где бы он хотел провести вечность? Он ответил: «что ж… в раю – хороший климат, зато в аду – интересная компания».

Иронию Вольтера дополняют примечательные слова другого известного атеиста, психолога Эриха Фромма:

«Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать дурного общества. Под "дурным обществом" я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать, потому что они отравляют атмосферу и угнетают. Я имею в виду также общество "живых трупов", людей, чей дух мёртв, хотя тело их живо; людей с пустыми мыслями и словами; которые болтают вместо того, чтобы говорить, и которые изрекают мнения-штампы вместо того, чтобы думать самостоятельно».

Эти жесткие слова атеиста Фромма можно отнести и к некоторым христианам: если что, наготове в диалоге выстроена артиллерийская «батарея» из библейских цитат, или цитат Святых Отцов: но нет самостоятельной оценки, нет глубокого личного размышления – а зачем? Ведь вместо меня высказался святой апостол Павел, или святой Сергий Радонежский, или Сам Спаситель…

Удивительно, но слова Христа из Нагорной проповеди в заголовке статьи гораздо ближе к атеисту Фромму, чем ко многим христианам. Что они означают? Во-первых, цель поиска правды – далеко не только довольная собой внутренне комфортная жизнь. Цель поиска правды – САМА ПРАВДА. А поскольку Творец правды – Сам бесконечный и неисчерпаемый Бог, то и сам этот процесс поиска будет бесконечным: всю жизнь и, возможно, и всю вечность. Значит, смысл поиска правды – это постоянный поиск САМОГО БОГА. Проблема в том, что такой поиск иногда вызывает душевный дискомфорт: то, во что ты верил вчера, может оказаться лишь бледной тенью того, что Бог тебе открывает сегодня – и так до бесконечности.

Если же постоянный поиск Бога во всём: в людях, в книгах, в Библии, в Церкви, в обстоятельствах жизни – не увлекает и не вызывает восторг первооткрывателя, то, даже будучи христианином, человек обречен найти себе спокойное и комфортное убежище в каких-нибудь 10 правилах, 5 принципах или самом правильном богословии своей самой правильной церкви.

Библейское понятие «блаженство» означает не просто счастье как реализацию мечтаний или удовлетворение потребностей. Оно означает счастье независимо ни от чего. Счастье само по себе. Счастье, связанное только с Самим Богом.

В своем знаменитом стихотворении Борис Пастернак писал:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

Стараться во всём доходить «до самой сути» – это не пустая прихоть философствующего ума, оторванного от жизни. Слово «правда» имеет один корень со словом «праведность». Мы не можем быть до конца, до глубин праведны (а от нас этого требует Господь), если не ищем всей правды во всей ее глубине – и умом, и сердцем, и в теории, и на практике. 


Плодом такого поиска является духовное состояние «достигнутого торжества», когда ты не болтаешься по жизни, не понимая смысла, но, «всё время схватывая нить судеб, событий», постоянно живешь на полную катушку, мыслишь, любишь, совершаешь открытия.


Источник: NaCl: христианство с солью