Богом данный кирпич
29.03.2017
1845 просмотров
Валентина Калачёва
 
Всякий раз, беря в руки Псалтирь, ловила себя на том, что книга напоминает мне кирпич: вещь полезную, но тяжелую. Это было странно, потому что псалмы завораживают своей красотой, глубиной и поэтичностью. Я вообще бытие через текст постигаю, поэтому должна была, по идее, открыть «Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1» и утонуть. Но не вышло. Причем обычных языковых трудностей — чтение, необходимое хотя бы поверхностное понимание — как таковых не было. Еще в школе мне в руки попались журналы «Наука и жизнь», где была серия рассказов о церковно-славянском языке, ну и пара атеистических книжек, изобилующих библейскими цитатами и критикой на них. Поэтому еще ничего не зная о Православии, я завела тетрадку, куда аккуратно записывала евангельские изречения, основные понятия и молитвы на языке богослужения единой, святой, соборной и апостольской Церкви на территории Отечества. Такое милое детское развлечение у меня было, по неисчерпаемой любви Божией. В случайности я не верю, если только не в контексте «язык Бога». Посему после крещения и ознакомления с вопросом, что есть такая книга Псалтирь, всякими «иже», «есмь», «глаголете», «в страсе» меня уже было не смутить, как и графикой, в коей они были исполнены. Но на деле это не спасало — текст молчал, и душа молчала.

Однако я не сдавалась — хотя по моей инертности вряд ли можно это так громко называть. Читала себе и читала, потихоньку, полегоньку, по псалму, по кафизме, по настроению и без оного, по нужде и просто так, с перерывами и установленной периодичностью. И однажды, лет через пятнадцать, поймала себя на том, что чувствую радость от этого удивительно живого текста. Очевидно, что я не понимаю всей его глубины, но есть строки, которые просто с ног сбивают, до того они «изнутри» идут. Что называется, мог бы, сам бы сказал.

Я погоняла в голове мысль о том, что может дать Псалтирь. Не народу, не миру, конечно, а мне лично. И пришла к выводам, что, во-первых, она учит молиться. Всё ж мы произносим ни много ни мало «глаголы Духа Святого» (свт. Иоанн Златоуст), что бесследно не проходит, если для тебя это значимо. Далее мы освящаем чувства. В псалмах ведь можно найти выражение радости и горя, восторга и трагедии, торжества и печали и т. д. Думается, это для того, чтоб мы вообще знали, ЧТО это такое. Потому что есть подозрение, что мы не в курсе. Особенно, когда форумы просматриваешь, о чем там народ печалуется. Не о грехах. Точнее, о грехах, но не о своих. Читая Псалтирь, мы научаемся говорить с Богом, понимаем, что в отношениях с Ним главное, что второстепенное, что как воздух необходимо, а что неуместно, о чем просить, а о чем молчать. И еще, что для нас как для людей православных просто неоценимо: через Псалтирь мы Христа лучше узнаем. Начнем с того, что Он Сам этими словами молился. Ну и псалмы содержат прямые пророчества о Нем.
 
В общем, еще один камень в спасительную кладку.