Дела без веры и вера без дел
31.10.2014
8038 просмотров
Дарья Косинцева

Верой спасется человек или делами? Оказывается, это кошмарных размеров богословская проблема. По мне, так это вопрос из серии дурацких вопросов типа «А ты папу больше любишь или маму?». Это одна из тех бессмысленных теоретических проблем, которые отвлекают внимание от конкретной практики христианства. Это как на форумах девушки обсуждают: а вот чтобы похудеть, надо меньше жрать или больше двигаться? А если меньше жрать, то чего именно? Увеличить количество белков или сократить количество углеводов? А если больше двигаться, то надо бегать или на фитнес ходить? По моему опыту, если питаться яичницей с беконом, то не особо схуднешь даже при физических нагрузках, а если сидеть за компом днями, то даже на йогурте не похудеешь.

Вера и дела – глубоко взаимосвязанные вещи. Поэтому вопрос, верой мы спасемся или делами, – это вопрос такого же уровня, как «умирает человек от палочки Коха или от туберкулеза?» или «камень падает из-за своего веса или из-за силы тяжести?».

Дела без веры часто приводят к выгоранию (как во многих светских социальных или благотворительных организациях). Человек на определенном этапе осознает собственное бессилие, испытывает раздражение к тем, кого вчера хотел облагодетельствовать. Приходит неизбежное понимание ограниченности собственных сил и раздражение на себя. Это состояние возникает у любого, кто ищет источник для добра только в свое силе воли и т.д., а не в Боге – потенциально неисчерпаемом источнике мудрости и сил.

Мне кажется, у верующих дела ни в коем случае не должны идти впереди веры, иначе верующие неизбежно превращаются в фарисеев и фанатиков, которые за видимой активностью скрывают внутреннюю пустоту безверия. Это путь всевозможных тоталитарных сект – когда Бога в душе нет, зато от цивилизации отказываются и против геев пикетируют.

Часто такой порыв, начатый без внутреннего ресурса, обращается в свою полную противоположность – безверие и цинизм. Это как люди, которые на пятый день диеты бегут в "Макдональдс". Или бросают пить/курить и каждый день купаются в проруби, а потом забивают разом на свое духовное совершенствование и сидят по барам. Как говаривал Веничка Ерофеев, «все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян». И тем самым бы обратился к Богу за помощью.

Вы можете спросить: что же теперь, ничего не делать, сесть под кустом и наслаждаться своей верой? Да в том-то и дело, что если вера есть, то ничего не делать невозможно.

Невозможно, любя Бога и веря в него, не хотеть Ему служить. Вера без дел мертва? Да вера без дел – это вообще миф. Дела – естественное следствие веры, как доброе отношение и обнимашки – естественное следствие любви. Если парень, который говорит, что любит, ведет себя при этом как мудак, – то нет, он не любит. Дела – непременный симптом веры. Веруя по-настоящему, вы не можете не делать дело, даже если вы без рук и ног. Матрона Московская не могла встать с кровати, но зато постоянно молилась и тем совершала чудеса.

Делая добро, верующие поступают как малышок, который дарит маме на Восьмое марта поделку, чтобы ее порадовать. Потому что он маму любит. И мама радуется. Хотя его «дар добра» ни в какое сравнение не идет с тем количеством благ, которое мама ему приносит, так же как наши добрые дела не идут ни в какое сравнение с делами Бога.

При этом ни в коем случае не должно быть никакого насилия над личностью. К примеру, моей веры достаточно для того, чтобы даже не задумываясь отказаться от «планирования семьи», но я бы не стала убеждать никого, кто сомневается, что им надо тут же начать практиковать нечто подобное. Через силу, без внутренней уверенности, ничего делать нельзя. Богу наши подвиги духа до лампочки, Ему нужны наши «мартовские открытки» – чистосердечные подарки любви.

Вера и любовь неизбежно порождают ту самую сверхмотивацию, с которой не проблема свернуть горы. Можно годами тренироваться разбивать ладонью кирпичи, а можно едва заметным движением нажать ядерную кнопку – и получить в разы больший эффект. Можно изо дня в день толкать машину со скоростью 2 км/ч, а можно залить в нее бензин и поехать.

Тут может возникнуть вопрос: где же приобрести такую веру, чтобы «не толкать, а ехать»? И мне кажется, Евангелие, святые отцы и христианские писатели способы зарядить верой на очень амбициозные дела – конечно, если сделать именно их основой и центром собственных интересов, ежедневного чтения и размышления, ежедневного приложения этих мыслей к любым бытовым ситуациям.

Без веры, без надежды, без любви к Богу, без радостной вдохновленности христианством все религиозные практики превращаются в пародию на самих себя. Примерно как в этом четверостишии:

Я свой характер закаляю
Преодолением преград,
Упорно циркулем рисуя
Квадрат.