Должен ли священник быть идеальным?
27.07.2017
1902 просмотра
Дарья Косинцева

Меня вот тут одна матушка спрашивала: а вот обязан ли священник быть идеальным, быть всем примером для подражания? От него же все ждут, что он светочем будет. Я говорю: нет, не обязан. Если он не развёлся с женой, живёт с ней счастливо - то он уже достаточно хорош. А попытки назначить батюшку мессией - это просто попытки спихнуть с себя ответственность. Особенно все эти “батюшка, благослови на то и на это”. Наверняка многие священники стараются увильнуть от таких благословений: кому нужны на шее люди, которые ответственность за свою жизнь хотят на тебя переложить?

И наверняка батюшкам, не склонным к самообожествлению, не нравится то суеверное возвеличивание и “круг почета” (и боязливой отдаленности), который иногда формируют вокруг них прихожане.

Для меня священник - это что-то вроде школьного учителя. Много ответственности и головной боли. Но учитель не обязан быть доктором наук - хотя его же ученики могут стать великими светилами учености. Точно так же и у священника, по-моему, нет должностной инструкции быть святым. Но кем он точно не должен быть - так это "мариванной", которая лупит указкой по доске и шипит: “А голову ты не забыл?!”
Конечно, учитель математики, который не может сложить 2 и 2 , также как и учитель биологии, который лечится заряженной водой, вряд ли профпригодны. Точно так же и священник - держатель некоего “золотого стандарта” истины, он должен противостоять откровенному мракобесию, всякой отсебятине и излишне “легким путям”, на которые народ ломится.

Еще меня вот спросили недавно: “У меня подруга считает себя православной и при этом решила заниматься колдовством - продолжать семейную традицию”. Я говорю: “Не думаю, что хоть какой-нибудь батюшка в здравом уме скажет ей, что это приемлемо”. То есть у священника могут быть самые разные интересы, увлечения (и проблемы тоже) - но это, прежде всего, человек, на котором лежит ответственность, и в отличие от всяких возвышенных диванных теоретиков вроде меня он постоянно контактирует с людьми, борется с бытовым “православным язычеством”, пытается совместить “ритуальные услуги” (покрестить, освятить, повенчать, отпеть), на которые есть запрос у православного народа, с реальным словом о евангельских истинах. Ручаюсь, что нелёгкая это работа. И поэтому я бесконечно уважаю батюшек.

А что касается “попов на мерседесах” - сильно сомневаюсь, что кто-то идет в священники зашибать большие деньги (нет, ну правда?). Но в процессе, наверно, у многих возникают искушения. Ну а как иначе? Если ты батюшка, у тебя бесы должны денно и нощно под дверью дежурить. И унынием, отчаянием, гневом и сребролюбием искушать. А что большинство батюшек всё-таки держатся, остаются светлыми, умными и активными людьми - несмотря на усталость, периодическое безденежье и бытовые неурядицы, сложности с содержанием храмов (а иногда и восстановлением или строительством с нуля), несмотря на трения со священноначалием - так вот это, по-моему, настоящий христианский подвиг.