Группа «25/17»: мнение священника и монахов
01.12.2017
742 просмотра
Записная книжка христианина

Музыка – всего лишь фон для наших слов. Слова несут смысл, смысл в том, что у меня есть для вас сегодня радостная весть: мы все умрем и станем свободными, если поверим Тому, Кто умер за всех нас. Если не понимать этого, жизнь становится бессмысленной, как у животного.
«25/17» - «Грязь»


Творчество группы «25/17» – это особое культурное явление, которое давно вышло за рамки определенных форматов и жанров. Принцип творческого «эгоизма» (творчества, не идущего на поводу у слушателя и общественного мнения), который изначально был избран Андреем Позднуховым и Антоном Завьяловым, заставляет их постоянно искать новые формы и способы подачи материала. Но неизменным остается одно – христианское ядро творчества, которому музыканты верны начиная с самых ранних альбомов.

«25/17» давно стали феноменом в отечественной музыке, который просто невозможно уместить в какие-то формальные рамки. Чем же они так интересны? Своим мнением было предложено поделиться ряду служителей Русской Православной Церкви, которые рассказали о том, чем их привлекло творчество коллектива и чем оно может быть полезно слушателю.

Протоиерей Петр Иванов:

«Искренне верю и надеюсь, что песни Андрея и Антона дают нашей молодежи своевременную полезную и здоровую пищу для размышлений. Не поверю, что таким текстам можно просто бездумно подпевать на концертах. И тут дело совсем не в “каче”, а в словах, которые задевают (да еще как!) за самое живое. Бог, Родина, семья, дружба, честь, жизнь без наркотиков и осознанная ответственность перед Богом за все сделанное – только невнимательному слушателю эти темы могут показаться простыми.

Об этом невозможно написать “просто так”, как бы мимоходом: “А давайте следующую песню сочиним о вреде наркотиков, или про жизненные ценности, или о Боге”. Потому они и “цепляют”, что не написаны от ветра в голове, а взяты из собственного жизненного опыта музыкантов, на своей шкуре ими выстраданы.

Христианство – это сила, которая меняет человека и ломает ветхие устои мира. И пусть некоторые обвиняют группу в излишней религиозности, но, познав силу воскресшего Христа, ребята уже не могут петь как бы невзначай или вполсилы. И пускай поют они громко и жестко, местами неполиткорректно, но “бьют” верно и в болевые точки! Возможно, их песни когда-то пробьют чьи-то черствые души.

Может ли творчество ребят перевоспитать человека, предостеречь от дурного и привести к Богу? Трудно сказать, ведь это дело Самого Бога – приводить человека к Себе. Но каждый должен сделать шаг навстречу. Думаю, песни, которые пишут Андрей и Антон, могут повлиять на решение сделать этот шаг. Ведь и русский рок в свое время для многих (в том числе и современных священнослужителей) стал отправной точкой на пути ко Христу.

Дай Бог, чтобы темы, которые прошли через самих ребят, не оставили равнодушными нашу молодежь. И пусть будет побольше такого искусного слова, прорывающего наши души, которые потом залатает Христос. И давайте не будем отказывать в этом праве искусству. Я за то, чтобы для проповеди Христа использовался не только церковный амвон».

Монах Агафангел (Луковский):

«Для меня знакомство с творчеством Андрея и Антона началось с “Холодной войны” – первого альбома их сайд-проекта под названием “Лёд 9”. По духу и общей стилистике он более мрачный, чем “25/17”. Жесткий индастриал, на который отлично ложились тексты, вдохновленные прослушиванием старого омского панка – от Янки Дягилевой до “Инструкции по выживанию”, но в основном, конечно же, “Гражданской обороны”. Мне стало интересно, кто сделал эту музыку. Так я и вышел на “25/17”.

Было несколько причин, по которым я всерьез заинтересовался ими. Во-первых, мне импонирует, что Антон и Андрей – христиане (в рэп-сегменте они в этом плане не одиноки. Например, мне очень нравится группа “Соль Земли”). Во-вторых, они не стесняются своей “русскости”. В-третьих, не боятся в своих песнях поднимать остросоциальные проблемы. Например, проблему межнациональных отношений в России. Впрочем, главная причина моего интереса к их творчеству – это тот уровень, на котором все сделано. Среди своих коллег “25/17” выделяются степенью таланта.

Андрей и Антон говорят о Христе, Родине и современном человеке так, как в среде “патриотов” повышенной “квасности” говорить не принято. Многие ждут от них простых лозунгов и мотивирующих призывов, а они говорят: “Бойся, верь, проси!”, “Выйди и встань перед Ним… И тебя услышат, и ты услышишь”, “Мы не ведем за собой, но точно знаем – есть Путь… и Путь этот лежит через раскаяние и прощение”. Конечно, многим эти ответы ответами не кажутся.

А что касается непонимания со стороны “старой” части их аудитории, то здесь все просто. Звук, манера исполнения, тематика текстов – все это у группы усложняется, меняется и устраивает не всех. И если ты полюбил “25/17” за “Жду чуда”, то “Жду чуда – 2” тебе вряд ли понравится. Музыканты растут и предлагают своему слушателю расти вместе с ними. Но кому хочется менять привычное?

Важно ли то, что на отечественной сцене есть коллектив, который поднимает в своем творчестве такие вопросы? Конечно важно! “Чтобы стоять, я должен держаться корней”, – пел в свое время Борис Гребенщиков, и правда этих слов в наше время лишь стала яснее. Давление глобализации на всех уровнях – от экономического до культурного и религиозного – с каждым годом усиливается. Естественным образом возникает и противодействие.

Под влиянием либерального дискурса вновь обострился вопрос: “Что есть человек?” Двуногое животное без перьев, пола и Бога или же нечто большее? Понятно, что каждый даст свой ответ. И, наверное, можно сказать, что творчество “25/17” – это голос христианской традиции, отвечающей на языке постмодернизма».

Иеромонах Иоасаф (Куракулов):

«Моя жизнь до прихода к вере была наполнена различной музыкой – от “Аквариума” до Napalm Death. Аудио- и видеокассеты не помещались в ящики. Да и мы сами пробовали играть в начале 90-х. Потом была работа в школе, семинария. Музыка ушла на задний план, и я был поглощен тем, что накопило за века христианское богословие. Слушать, вернее, прослушивать все новое, как в русском, так и зарубежном роке, я не переставал. Но теперь для меня всегда был важен тот посыл, что несет музыкант. К чему он призывает? Куда ведет своих слушателей?

Меня радовал приход к вере наших рок-легенд – Кинчева, Шевчука, Бутусова, Ревякина. Поменялся не только их образ жизни, но и тексты песен. Они наполнились не только новыми смыслами и образами, но и христианским духом. А вот молодое поколение музыкантов, к сожалению, отставало. Поэтому знакомство с группой “25/17”, пусть и мимолетное, стало для меня настоящим откровением.

Интересные тексты, мелодические решения и посыл группы – нужный и важный, пророчески вопиющий к слушателям всех поколений. Не теплохладный, а горячий и укрепляющий призыв делать добро и жить по заповедям. Обличающий и зовущий к покаянию, т.е. изменению ума слушателя, отвыкшего бороться с грехом или не замечающего его вовсе. Вот тот протест, свойственный всей рок-культуре, который нужен сегодня современному человеку! Протест против всего убивающего в нас образ и подобие Божие, которые ведут человека к свету вечности! Но так же важно для нас не повторять ошибок христиан-протестантов, которые из рок-музыкантов сделали демонические пугала, и католиков, впустивших рок-музыку в свои храмы для якобы миссионерских целей. Этих американо-европейских крайностей позволит избежать только нормальный, здоровый диалог и внимательное слушание того, что хочет сказать музыкант».

****
В своих интервью Андрей и Антон часто выражают одну и ту же мысль: «Для того чтобы в полной мере понимать наше творчество, необходим определенный базис, знание Библии, прежде всего… Мы стараемся писать многослойные тексты, у которых есть несколько уровней понимания, давать определенные “гиперссылки” в текстах. Это своего рода игра со слушателем. А без понимания каких-то доктринальных вещей наши тексты не становятся понятными, это получаются просто песни о том, что происходит за окном».

«25/17» предлагают слушателям несколько вариантов восприятия своего творчества. Кому-то они помогают укрепляться в вере, указывая на Источник всех ответов, к Которому сами музыканты пришли путем проб и ошибок. Для кого-то это прежде всего качественная музыка. А некоторые являются просто «случайными попутчиками», теми самыми «есенинскими гусями», которых дразнят.

Источник

Читайте также: Образ Иова в творчестве группы «25/17»