Иисус и другие герои
27.02.2014
11513 просмотров
Дарья Косинцева

Почему мне хочется подражать Иисусу, а не Ведьмаку, Волкодаву, Одину, Че Геваре и прочим харизматическим личностям?

Вопрос интересный. Вообще, у меня давно есть планчик того, о чем надо написать, но последнее время мощный интерактив в группе эти планы сильно корректирует. Собственно, основная задача этого бложика – отвечать именно на острые и интересные вопросы о религии, поэтому отодвигаю свои планы и возвращаюсь к вопросу.

Действительно, есть масса прекрасных книжек, которые дают пример для подражания. В общем и целом их герои – это такие суровые мужики с мощным (а)моральным каркасом. Герои неидеальные, но симпатичные. Они крошат зло направо и налево, несут свет и изрекают мудрость. Короче, им хочется подражать. С ними веришь, что вот побольше таких вот ребят – и все наладится. Пофиксим баги, искореним зло, спасем феечек.

Этот этап формирования ценностей я бы назвала «язычеством». Собственно, таких вот суровых, но справедливых чуваков и воплощают языческие боги. Язычество – это не обязательно руны на волосатой груди и косички в мужских волосах. Это в целом такое мировоззрение, когда ты – носитель света, а вокруг – носители тьмы. И ты должен пилить зло во славу добра и восстанавливать справедливость, спасать род/отечество/веру/свободу/демократию (нужное подчеркнуть). Такое деление на добро и зло – это отчасти и философия Ветхого Завета: «око за око, зуб за зуб». Грешники должны быть повержены, праведники вознесутся. С этих позиций ведутся все войны на этой планете – никто не хочет ведь считать себя головорезом, все сражаются за правду.

И все идет хорошо, пока ты не начинаешь доходить до одной интересной мысли, сильно усложняющей сюжет борьбы добра со злом. А именно: злые могут быть добрыми, а добрые – злыми. И вообще добро и зло, похоже, относительны. И более того – именно ты, родной, любимый, можешь быть самым настоящим носителем зла! К сожалению, от этой мысли у нас внутри выстроены мощные механизмы психологической защиты, поэтому тут есть два варианта: 1) ее в принципе отвергает мозг; 2) мозг говорит: «Ты злой? Ну так значит зло – это клёво, зло – это так, как должно быть, это естественно, а все добренькие – идиоты!» После этого ты носишь черную кожаную косуху и играешь за зергов (внешние проявления могут быть самыми разными, на самом деле). А если еще почитать какого-нибудь Ницше, то понимаешь, что всякая мораль и нравственность – это вообще абсурд для недочеловеков.

И наконец, может наступить финальный этап. Ты понимаешь, что если зло – это нормально, то всё тлен, и проще лечь и умереть прямо тут. Если ты пережил эту минутку отчаяния и не выстрелил себе в голову, ты можешь начать интересоваться христианством. Раньше тебе мешали как минимум три вещи: 1) невозможность принять тот факт, что ты плохой («10 заповедей устарели, так что это нормально, что я меняю девушек»); 2) уверенность, что ты лучше всех знаешь, что делать со своей жизнью (а «религия – это инструмент управления массами»); 3) негероическая личность главного героя – собственно, Христа.

И в тебе начинает брезжить мысль, что зло – это зло, и ты – плохой. Но где-то есть и хорошее. Мечом махать бесполезно, но надежда есть. Хотя и может на минутку захотеться себя убить (тоже ведь борьба со злом). Ты понимаешь, что главный твой враг – внутри тебя. И ты задаешь себе вопрос: а что же делать, если нельзя победить зло, просто кому-нибудь вломив? Мне кажется или от борьбы со злом количество зла только возрастает? И вот тут появляются всякие штуки типа «подставь левую щеку». Это очень трудно для восприятия. Это как геометрия Лобачевского и квантовая механика вместе взятые – только в области понимания добра и зла. Ты начинаешь понимать, что не вломить кому-нибудь – сложнее, чем вломить. И еще много чего интересного. И вдруг всякие клевые герои книжек становятся плоскими и меркнут на фоне Иисуса, который говорит об офигенных парадоксах и заявляет, что он знает способ победить зло внутри себя! И демонстрирует это. Показывает, что без зла можно обойтись, что можно реально победить зло добром, а не другим злом. И ты понимаешь: «се – Человек», в смысле, вот это Человечище! И все остальные клёвые герои и сюжеты бледнеют перед сюжетом Евангелия, в котором собраны все самые сложные драмы, самая глубокая психология и самый эпичный эпос. И еще самый обаятельный и крутой герой, которому хочется подражать.