Как узнать волю Бога в своей жизни?
08.07.2017
8748 просмотров
Юрий Беспечанский

Эта статья – прежде всего, для христиан. Вряд ли кто-то из тех, кто не верит в Бога (или не верит в Бога, как в личность), захочет узнать «какова Его воля?». Впрочем, в нынешнюю «эпоху постмодерна» иногда даже безличная Вселенная чего-то хочет или желает…

Шутки шутками, но сколько раз я бывал среди христианской молодёжи или на молодёжных конференциях или сам был когда-то «христианской молодёжью», именно этот вопрос всегда звучал в такой среде особенно часто. И – не то чтобы с возрастом я перестал его задавать (наоборот, у меня сейчас – больше вопросов, чем ответов; и этот вопрос я стал задавать себе гораздо чаще), но какие-то ясные ключи к нему у меня сложились. По идее, этот вопрос – самый важный для христианина. Ведь если мы называем Бога Господом, Господином нашей жизни, то добровольно вручаем свою жизнь в Его руки.

1. ОТСЕКАЯ КРАЙНОСТИ

Ересь и заблуждение обычно – это преувеличенная до Абсолюта часть истины, или крайность. В этом вопросе я знаю три крайности. Каждая из них «очень духовна» и даже имеет богословские обоснования. Первая: «я ничего не буду делать, пока мне ЛИЧНО Бог прямо и чётко не скажет». А поскольку Бог лично мне прямо и чётко говорит не так уж часто, то всё оставшееся время ничего важного делать не буду: сижу тихо и смиренно, никуда не стремлюсь, ничего не желаю, жду «руководящих указаний». Один мой знакомый христианин так выразился против такой «супердуховной» позиции: «если не знаешь, что делать, – делай то, что знаешь».

Противоположная крайность и обратная грань «супердуховности»: поскольку я – христианин, то всё, чего я хочу, – того же хочет Бог. Например, чего я хочу? Я хочу быть счастливым, богатым и здоровым, и чтобы все мои желания исполнялись. Бог меня любит. Значит, и Бог хочет, чтобы я был счастливым, богатым и здоровым, и исполнит все мои желания: надо только хорошо и упорно верить.

Каковы проблемы такой позиции? Во-первых, у меня и у Бога могут быть разные представления как о том, что такое счастье вообще, так и о моём счастье, в частности. И богатство – это неплохо, но кто знает: поможет мне оно или повредит? Поможет мне богатство войти в моё жизненное призвание или помешает? Наконец, если счастье состоит в исполнении желаний, то любители кино хорошо помнят, какой хаос начался, когда главный герой фильма «Брюс Всемогущий» данной ему от Бога властью одним кликом компьютерной мыши ответил на все людские молитвы: «YES». Слава Богу, что Бог не отвечает на некоторые наши молитвы и не исполняет некоторые наши желания.

Наконец, я знаю еще третью очень духовную крайность. Есть христиане, которые, с одной стороны, – крутые молитвенники, а с другой – люди, приверженные чёткому плану. И они любят на утренней молитве спрашивать Бога: «Господи, в чём Твоя воля на мой сегодняшний день? Скажи, что мне надо делать, и я пойду и сделаю». Такой образ Бога как начальника на работе, проводящего по утрам «оперативку» или «летучку» и раздающего задания. На эту крайность интересно ответил христианский писатель Лестер Самралл. Представьте себе, пишет он, что сын, встав утром с постели, первым делом спрашивает своего отца: «Папа, в чём твоя воля на мой сегодняшний день?» В ответ папа улыбается и говорит: «Сынок, не беспокойся, всё хорошо, просто садись и давай позавтракаем вместе».

2. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ В ЕГО ПОЛНОТЕ

Возможно, кто-то из христиан со мной не согласится и скажет: неподготовленному читателю Библия только повредит. Нужны авторитетные толкователи и опора на их мнения. Но если я – христианин и если я верю, что Библия написана в чудесном соавторстве Бога и людей, то как я буду читать Библию? Я буду читать ВСЁ и постоянно. Ведь как образуются библейские ереси и заблуждения? Это часто – вырванные из контекста или частичные библейские истины, которые наш разум принимает за полноту истины. Если мы любим Бога, то хотим познавать Его характер во всей полноте, даже если нам Его заповеди кажутся противоречивыми.

Пример. У меня есть один коллега-христианин, которому Бог иногда в молитве дает фамилии незнакомых ему христианских авторов, которые нужно прочитать (хотите – верьте, хотите – нет). Однажды Бог дал ему одновременно две фамилии авторов на тему исцеления: одного православного и одного протестанта-харизмата. Харизмат пишет: болезни от дьявола, и нужно изгонять болезни, как дьявола. Православный пишет: болезни даны нам Богом для нашего вразумления. Оба автора ссылаются на Библию… Коллега пришел в недоумение: если мне обе книги даны Богом, то как же они могут противоречить друг другу? – наверное, это был не ответ в молитве, а мне просто показалось. На что я ответил: учитывая два противоположных взгляда, верю, что книги даны Вам Богом; в обоих взглядах есть правда, но частичная; а Ваша задача – выяснить меру правды и меру заблуждения в обоих взглядах и понять, в каких ситуациях «работает» первый, а в каких второй.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В ЕЁ ПОЛНОТЕ

Чтобы «перекинуть мостик» от Библии к жизни, давайте разберём один известный стих из Священного Писания:

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать (испытывать на практике), что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12:2)

Мне кажется, что проблема многих христиан в том, что однажды они изменились, стали христианами, перешли от смерти к жизни, от тьмы к свету, уверовали в ряд спасительных принципов, убедились, что они действуют, и на этом остановились. Этот стих, как я думаю, говорит о ПОСТОЯННОМ преобразовании и обновлении разума. Не просто познать волю Бога однажды и навсегда, а познавать её в каждой ситуации, каждой встрече, каждой прочитанной книге и просмотренном фильме, на работе и в отдыхе. На мой взгляд, это и есть исполнение библейского стиха «непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17).

Мы не можем постоянно произносить молитвенное правило или слова молитвы, но можем духовно быть «начеку»: воспринимать любую ситуацию, любой разговор, любую встречу с человеком как вызов Божий, как урок Бога, как шаг к воплощению нашего божественного призвания. Не всем вызовам нужно говорить «да», многим нужно говорить «нет». И мудрость в том, чтобы отделить одно от другого: здесь я не говорю о ситуациях выбора между праведностью и грехом, а о выборе между возможностями, ни одна из которых явно не греховна.

Как найти своё призвание от Бога? С одной стороны, оно как-то связано с нашими мечтами, желаниями, стремлениями. С другой стороны, некоторые наши мечты исходят не из глубины нашего сердца, не от Бога, а от наших поверхностных, чисто человеческих желаний. Чем отличается призвание Бога от нашей мечты? Редко когда призвание сочетается с отсутствием моего желания, но чаще в нас борются разные желания и стремления. И тогда призвание – это, скорее, не то, чего Я ХОЧУ, но то, БЕЗ ЧЕГО Я НЕ МОГУ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ. Как писал Апостол Павел:

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение (2 Кор. 9:16-17)

Проповедь Евангелия была для Павла не внешним принуждением, но и не просто желанием, но ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ: свободным долгом перед самим собой и перед Господом, которому Павел служил всей своей жизнью.

И еще один библейский отрывок, говорящий о связи наших желаний, воли Бога и нашей жизни (Фил. 2:12-15).

12 …со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
14 Все делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире

О каком спасении, о каком страхе и трепете здесь говорится? Библейское «спасение» – это не просто «жизнь после смерти». Это – вечная жизнь, которая НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Синоним такого спасения – это целостность моей личности, единство духа, души и тела, мыслей, желаний, слов и поступков.

И тогда страх и трепет здесь – это не страх оказаться в аду, а страх пропустить какую-то встречу с Богом, не услышать Его голос, не увидеть Его знак. Такой страх и трепет приводит все наши внутренние «антенны» в состояние «активного поиска» Бога в любом событии и встрече.
Но – эта встреча совершается внутри нашего сердца. И когда действительно Бог произведет в нас «хотение и действие», то важное знамение этого – в нас не будет «сомнения» (по-гречески «диалог»), в нас не будет обычного внутреннего диалога разума, оценивающего реальность возможностей, но будет четкое побуждение – как говорил Мартин Лютер: «на сём стою, и не могу иначе».

Чаще всего, путь к нашему призванию от Бога – это не одно мгновенное и спонтанное решение, но целый жизненный путь длиной в годы и годы. Это – наша СУДЬБА (по-старославянски «суд Божий»). Это – суд Божий, шаг за шагом отделяющий в нас и наших желаниях и стремлениях чистое от нечистого, Божье от человеческого… чтобы нам быть «неукоризненными и чистыми», безупречными и беспримесными, чтобы наше дело и наша жизнь засияли, как светила в мире, – не ради нашей славы и успеха, но ради Славы Божией, ради того, чтобы через нас Присутствие Бога в жизни людей стало более явным и очевидным.