ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА
21.03.2017
8877 просмотров
Юрий Беспечанский

Кто из вас не хочет быть свободным? Греческое слово, обозначающее свободного человека, «элевтерос», означает быть непринужденным, не сдерживать себя, жить и ходить в удовольствии, в наслаждении, будучи свободным от рождения или освобожденным от обязательств или ответственности.

Если безответственность и невыполнение обязательств перед людьми звучит как-то плохо, то в остальном свобода – это полёт, это безудержная фантазия, это радость и удовольствие. Можно сколько угодно поучать о «возвышающей роли страданий» в жизни, но никто в здравом уме не организует себе страданий (даже Христос в Гефсимании просил Отца, чтобы «чаша сия» Его миновала); хочется именно вот такой СВОБОДЫ: и ничего дурного или греховного я здесь не вижу…

Но вот как достичь такого состояния? Более того, как сделать его постоянным, длительным, даже вечным? Можно напиться сладкого вина или опиума, но последствием будет опьянение и повреждение организма. Как не платить за мгновения сладости долгой горечью похмелья? Греческий философ Эпикур, полагавший, что смысл жизни заключается в достижении удовольствия, отмечал: чтобы продлить удовольствие, чтобы сделать его постоянным, нужно сделать его умеренным: не слишком много труда, но и не слишком мало; не слишком много вина, но и не слишком мало; не слишком много женщин, но и не слишком мало…

Возникают вопросы: вот эта «мера» – это сколько в каждом случае? «Индивидуально» для каждого или едино для всех?

Не знаю, как и во что верят читатели этой статьи; я верю в особую роль Евангелия и слов Иисуса Христа. Если все остальные книги, учения и философии – это вопрос, обращенный к небесам, то Христос – Бог, явившийся во плоти, – это воплощенный ОТВЕТ с небес. Хотя смысл этого ответа часто далеко не прост и рождает множество новых вопросов. В Евангелии от Иоанна есть известный отрывок как раз на тему свободы в понимании Иисуса Христа (Ин. 8:31-37):

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

В таком построении отрывка сразу бросаются в глаза 31-й и 37-й стихи: Христос здесь обращается не к атеистам и не к кришнаитам, но к УВЕРОВАВШИМ в Него иудеям! Однако же именно эти иудеи (из числа недовольных учеников) ищут убить Его: что Господь и Бог, знающий и испытывающий сердца, ясно видит.

Как часто мы «убиваем» друг друга: если не физически, то словами или в мыслях. Господь приравнивает ненависть к убийству – на уровне «сердца» это один и тот же грех… Потому давайте рассмотрим внимательно стих 34 и подумаем: что же такое грех, и почему делающий его становится его рабом?

Главное греческое слово, переведенное как «грех», в оригинале имеет спортивный смысл и звучит как «амартия», что в дословном смысле означает промах мимо цели и, соответственно, неполучение награды, достающейся победителю. Если же разобрать это слово по составу, то к спортивному смыслу присоединится еще и математический («мера»), и корабельный: что-то из сферы мореплавания.

Амартия (грех) восходит к слову А-МЕРОС, где «а» – греческая отрицательная частица «не», а «мерос» – это и «подразделение, доля», и в то же время «берег» или «корабельный курс». Древние мореплаватели, как правило, старались плыть вдоль берега, прокладывали курс относительно ближайшей суши.

Из этого толкования становится четко понятен главный порок «грешной» жизни – это плавание без курса и без берегов. Корабль, беспорядочно носимый всеми жизненными ветрами в огромном океане жизни. Вроде бы – «свобода», безудержность и спонтанность. Но не ты сам управляешь своей жизнью; тобой управляют ветра – далеко не только ветра внешних обстоятельств, но, что гораздо хуже, ветра твоих собственных спонтанных страстей, бушующих внутри тебя: сегодня люблю Господа и Учителя, завтра Его же хочу убить, потому что не понимаю Его слов и Он раздражает меня. Человек ТЕРЯЕТ ВЛАСТЬ над собой: смысл второго новозаветного слова со значением «свобода» (греческая «экзусия») – это как раз власть… Когда неуправляемый корабль носится в открытом море, то единственная молитва обитателя этого корабля может быть: «Господи, помилуй!» Не вижу ничего плохого в такой молитве – но есть и другие. И странно, когда жизнь не только язычника, но и христианина обращается в сплошное «господи-помилуй». Грех наслаивается на грех, и ты летишь в пропасть.

Поэтому христианские «заповеди» – это не прихоть злого Бога, вставляющего человеку «палки в колеса», – это берега и ориентиры, чтобы человек не разбился о жизненные скалы и не погиб рано или поздно. Не всегда смысл заповедей понятен сразу; поскольку последствия одних грехов очень близки (наркомания), а других могут быть весьма отдаленными (блуд). В этом плане нарушение заповедей всегда, так или иначе, повреждает внутреннюю или внешнюю «структуру» человека.

Но всё же самое главное в жизни человека (как и в жизни корабля) – это куда-то постоянно плыть. Если корабль НИКУДА не плывет из опасения разбиться о скалы, то он не выполняет своего назначения как корабля. Если христианин делает ГЛАВНОЙ целью всей своей жизни – «как бы не нарушить заповеди», то он живет в страхе и нарушает главную из заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф. 22:37). «Возлюбить» Господа, на библейском языке, означает очень дерзновенное «стать с Ним едино»: если не верите, прочтите, как Христос говорит ученикам о дне сошествия Духа Святого на них: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20). Христианский Бог движется, Он живет: Его характер тверд как скала, но Его проявления нежны как тихое дуновение ветра. В Его любви нет страха, «совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18).

И вот здесь самое сложное и самое увлекательное в христианской свободе и христианской жизни: как и куда плыть, как и куда двигаться – как в целом по жизни, так и в каждых ее отдельных мгновениях? Ответ на этот вопрос Господь дает в стихе 31: «если ПРЕБУДЕТЕ В СЛОВЕ Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). «Если пребудете в слове» – означает если будете «жить в слове». Это включает в себя и чтение Библии, и утреннюю и вечернюю молитву, и церковные собрания – но далеко не только… Мы не всегда читаем Библию, не всегда встаем на молитву, но Господь призывает нас слышать Его голос и видеть Его руку ВСЕГДА: в любом событии, в любой встрече, в любой работе, в любом разговоре с человеком.

Здесь мы подходим к заключительному: что же такое истина и как истина может сделать нас свободными? Что есть истина? – однажды задавал вопрос Пилат Иисусу Христу. В нашем понимании «истина» – это научная истина, несомненный и необходимый факт: 2х2 = 4, E = mc2 и так далее. Что такое истина для Христа? «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Для Него Истина – это Он Сам, Его Личность.

Что тогда такое «познать истину»? Здесь, опять же, не теоретическое богословие и не наука – хотя ничего против них я не имею. Греческое «гиноско» в значении «познать» означает познание на опыте, или ЖИВОЕ ЗНАНИЕ. Это согласуется с древнееврейским смыслом слова «познание», которое означает «близкие отношения», например, в значении «познать жену» или «познать мужа». То есть для Иисуса «познать истину» – это БЫТЬ РЯДОМ С НИМ, причем всегда и везде, насколько это возможно. Для Него здесь нет проблемы – проблема, когда мы Его не видим, не слышим, не переживаем, слишком заняты собой, закрыты для Него.

Греческое слово «истина» (алетейя) дословно означает «несокрытость» или «полная открытость»: полная открытость сердца Христу, когда всё твоё – перед Ним как на ладони. Он лучше нас знает курс нашего корабля, потому что Он – наш автор и Создатель. Потому, если мы хотим настоящего полёта, настоящей радости, настоящего творческого восторга, нам имеет смысл держаться Его близко-близко. Он не хочет ограничить нас в ежовых рукавицах «истины». Наоборот, Он хочет, чтобы Его постоянное Присутствие открыло нам нас самих и весь мир, дало бы нам простор для творческого полета…

«Где Дух Господень, там – свобода» (2 Кор. 3:17).

Источник