Лжесмирение
17.01.2017
2386 просмотров
Найдено в Интернетах

Из попытки заменить Божественное благодатное действие естественным психологическим состоянием возникает ложное (мнимое) смирение. Важно знать, что существуют естественные психологические качества – робость, застенчивость, стеснительность, неуверенность и др., которые не имеют ничего общего со сверхъестественным благодатным миром, нисходящим в человеческую душу. Эти качества основаны на уважении к человеческому мнению, на искании человеческого расположения, на почитании законов общества, в конечном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу.

Стремление выдать эти качества за христианскую добродетель смирения ведет к обману себя и ближних. Будучи Божественным действием, то есть действием Самого Создателя мира, смирение не нуждается в заигрывании с человеческим мнением, которое непременно оборачивается исканием человеческой славы. В состоянии смирения христианин видит правду о себе и ближних. Такая правда нелицеприятна, поскольку человеческая природа повреждена грехом. Видение этой правды проистекает из действия Всясвятого Бога, есть следствие прямого подчинения Ему, соприкосновения с Его святостью. Познание тяжелой правды человеческого падения сосуществует в христианине с любовью к людям. Этой любовью обладает Сам Бог, сообщающий ее избранному Им человеку. Отличительная особенность такой любви состоит в беспредельном сострадании к ближнему и в тоже время – в совершенном неприятии творимого им греха. Непостижимое для мира соединение неограниченного милосердия и решительного отвращения ко злу вышеестественно. Такое состояние невозможно произвести человеческими усилиями, оно – плод действия благодати.

В противовес христианскому смирению лжесмирение построено на тщеславии и человекоугодии. Ищущий земной славы человек заискивает перед ближними, всецело закрывая глаза на греховные немощи и недостатки. Он не видит разрушительного действия греха в себе и не видит его действия в ближнем. Стремясь снискать расположения людей, он потакает их слабостям и сам соучаствует в них. Не видя разницы между любовью к людям и ко греху, он впадает в лицемерие, теряет искреннее отношение к людям. Подобным лжесмирением обладают падшие духи, которые подстраиваются под человеческие пороки, развивают их, требуют забыть от человека его призвание к святости. Развивая человеческие страсти, они превозносятся над людьми, считают их своими слепыми орудиями, жалкими и обманутыми существами, презирают их.

Одной из форм лжесмирения, наименее приметной для людей, является смиреннословие, или показное смирение в словах. Смиреннословие – форма скрытого тщеславия, выражающегося в словах самоуничижения перед людьми, когда человек притворяется смиренным, чтобы другие люди подумали о нем как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф. 6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно – притворство, обман, во-первых, себя, потом – других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается.


Источник: Азбука веры