МОЯ ПРЕЛЕСТЬ
18.05.2017
1030 просмотров
Игорь Лужецкий

Оговорки и предыстория.
Оговорюсь сразу, это не литературный анализ, не философский или еще какой-либо. Это медитация на предмет. Этот текст не про Толкина, он про Лужецкого скорее, который прочитал и посмотрел.
История моего знакомства с произведением такова. Сначала я посмотрел. Притом, чтобы не ходить два раза, сразу в переводе Гоблина. Было это году в 2003-м. Потом читал, кусками, выборочно и долго. Это период тянется по сей день. Читать начал после того, как меня просветили, что там вообще есть христианский подтекст. Подтекст нашелся сразу, и я потом не копал глубоко. А что, все понятно: Фродо – христианин, кольцо – крест, ну а дальше все ясно и просто. Человек несет свой крест на Голгофу.
Так часто бывает: когда тебе кажется, что ты понял, ты больше не тратишь усилий. У меня это чувство появилось очень быстро, и я отметил у себя Толкина как прочитанное и изученное, чтобы больше к нему не возвращаться.
А тут я пересмотрел режиссерскую версию и понял, что я ничего не понял.


Итак.
Первое и главное, что мне было не ясно, – чего все возятся с этой чудо-гайкой. А именно: что у нее за сила и как эта сила действует? И как эта сила влияет на судьбы всего мира? И зачем его нужно бросить в недра Роковой горы? Да, вещь явно нехорошая. Превратила девять человек в «лейбштандарт Саурон», одного морально нестойкого – в монстра, а также является важной составляющей для владыки Мордора в его коварном плане по угнетению мира (правда, как именно она должна в этом плане работать, неясно). Ясно было одно: это не случайно. То есть я не допускал мысли, что Толкин недодумал столь важный момент и просто упустил из виду, что Кольцо какое-то плюшевое и максимум, что умеет, так это подчинять себе своего носителя, превращая его сначала в монстра, а потом в призрака, для вундервафли – слабовато. Скорее всего, я не понимал его замысел.

Много думал, много курил. Пересматривал свои представления о христианском подтексте произведения. Изначально я полагал, что Кольцо – Крест. Но никак у меня не вязалось представление о Кольце с метафорой Креста. Если Кольцо – Крест, то Саурон должен искать его, чтобы уничтожить и тем сорвать план по спасению мира. И еще, если Кольцо – Крест, то как его мог создать Саурон? Христианин Толкин не мог бы написать такого.

А если кольцо не есть крест? Тогда что? Еще раз: что я о нем знаю? Его создал Саурон, первый из ангелов, совращенный Морготом, местным диаволом. Правда, во «Властелине колец» никакого Моргота нет, и Саурон выполняет там функции главного зла. Точнее, проводника зла в мир. Он создает Кольцо, чтобы подчинить себе всё и всех. Он единственный хозяин Кольца. Все остальные, носящие Кольцо, просто его носят. Как хэдкраба. Если Оно того хочет, к тому же. Что еще о нем можно сказать? Очень по-разному действует на носителя. Оно меняет носителя в инфернальную сторону, но дает по таланту. То есть короля Ангмара, мужчину непростого, пассионарного, оно превратило в Повелителя Ужаса, предводителя назгулов, а вот ничтожного Смеагола – в мелкое грязное страховидло. Масштаб зла, транслируемый через Кольцо, строго соразмерен масштабу личности, подвергшейся его воздействию. Плюс действует оно постепенно. Медленно, но верно. Кольцо парализует волю, носящий его практически не имеет шансов от него отказаться. На хоббитов кольцо плохо действует, как на самый скромный народ Средиземья; хоббиты – простые ваньки, без особых претензий на мировое господство и собственную историческую роль. Пейзане без заморочек. Дети мира Толкина. А еще Кольцо уничтожается очень интересно. Чтобы его уничтожить, его нужно взять, то есть подвергнуться его влиянию. Принести его в Мордор, пройти тропой Саурона в недра Роковой горы и, стоя над огненной рекой, встретиться с собой. С той частью себя, которая подверглась действию кольца. И смочь его бросить. Уничтожить тьму, стоя в ее центре, поразить мрак, вглядевшись в него.

И вот тут мне вспомнилось учение Дионисия Ареопагита о божественном мраке. И всё стало на свои места. Кольцо – главное оружие Саурона – есть грех. Который берется по своей воле, но потом подчиняет себе человека, изменяет его. Плохо действует на смиренных. И уничтожается только его носителем. Когда тот, оторвав от себя сгусток мрака, швыряет его во Тьму, стоя на пороге ада.