Немного о "справочниках", или Кто на новенького
09.03.2017
1885 просмотров
Авторы "Меньше ада"

Автор: Алексей Кириллин
 
Как-то в "Меньше ада" зашло обсуждение одной интересной странички на сайте Новоспасского монастыря. На ней под заголовком "Как стать христианином" рассказывалось о правилах поведения в храме, элементах этики и обычаях, планировочных особенностях храма, иконах и многом другом.

От первоначального вопроса о том, что заголовок слегка неудачен, речь перешла к тому, насколько важен именно контент данной странички. И здесь мне хотелось бы немного порассуждать о его нужности.
 
В любом человеческом обществе есть "беда новичков". Более старые члены общества несколько свысока и с неприязнью смотрят на новеньких, а те, в свою очередь, всего боятся, стараются быть более тщательными и старательными, но при этом постоянно делают какие-то глупости.
 
Церковь - не только Божественный, но и человеческий организм. Здесь тоже есть эта проблема. Многие из тех, кто пришел к вере в сознательном возрасте, боятся ходить в храм именно по этой причине. Они нашли что-то важное для себя, но боятся, что, делая что-то не так, получат замечания и шипение. Им будет казаться, что таким образом их "что-то важное" растаптывается. Но на самом деле ничего не растоптано. Просто в храмы ходят не ангелы, а такие же, как мы, грешники. А если говорить о массе приходских сотрудников нижнего звена, то это либо люди низкого социального положения, без особого воспитания и образования, либо пожилые, немощные, а оттого и злые (как и большинство их неверующих сверстников). Самое же главное - по мере погружения эта проблема преодолима. Ничего тут страшного нет. Потом сам становишься "своим" и так же смотришь на "новичков".
 
При взгляде на обращение и поведение иных сотрудниц свечного ящика становится стыдно и неприятно. Но когда я сам там стоял, получалось не лучше. Собственно, потому что устаешь от глупых вопросов. От потребительского отношения большинства приходящих, которые свечки ставят, записочки пишут, но понятия не имеют, зачем это делать. На службу ходить не хотят, жизнь свою менять - тоже. И получается, что мы имеем ощущение того, что что-то важное для нас этими потребительски мыслящими людьми будет растоптано. Отсюда такое к ним отношение. Стоп! Где-то мы это уже слышали!
 
Мы пришли к парадоксальному выводу. Две противоположные стороны, две категории людей, а проблема одна и та же - переживание за сохраненное в сердце благоговение и нежелание давать его на поругание. Если посмотреть глубоко - это для тех и других потрясающее упражнение в смирении и любви к ближнему. Причем среди тех и других не все успешно его проходят. Бог дает нам испытания по Своему усмотрению, а не те, которых мы хотим.
 
У "новичка" эта проблема бывает в своем особом варианте. Ведь, открыв для себя христианство, он зачастую думает о том, что сейчас присоединится к истине, будет готов за нее стоять горой, нести подвиги воздержания или может претерпевать мучения. Все эти фантазии возбуждают его ЧСВ. Появляется уверенность, что теперь чуть ли не вся Церковь должна сиять от счастья по причине его обращения. И вот ситуации в храме призваны несколько вернуть его на место. Сразу скажу, что так не у всех. У некоторых просто страх и стеснение.
 
Понятно, это не попытка оправдать чьи-то хамство и грубость. А скорее попытка извлечь пользу через полученное от окружающих зло. Умение извлекать духовную пользу из всего на свете, эдакий "духовный оппортунизм", чрезвычайно полезен для христианина. Так или иначе, этот момент хотя бы вскользь рассматривался во многих отеческих творениях, когда речь в них заходила о конфликтных ситуациях с ближним.
 
У "старичка" бывает тоже специфический вариант. Считая себя "хранителем истины", он как бы "защищает" ее от "непросвещенных варваров", мрачно отвечая на их нелепые вопросы и нехотя давая подсказки. Важно еще заметить, что многие "истины" к православному вероучению и даже уставным обычаям отношения не имеют (в худшем случае это вообще какие-нибудь суеверия), что подмечено и на указанной выше страничке:

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

 
Так вот и появляются знаменитые "церковные бабушки", отпугнувшие не одну ранимую душу. С другой стороны, хочется в данном случае вспомнить две очень важные фразы:
 
"Очень ранимый" в духовной жизни означает "очень тщеславный" (мон. Симеон Афонский).
 
Тот юноша, что испугался наших “бабушек”, уж точно не устоит перед “зверем из бездны” (о. Андрей Кураев).
 
И все же "страх новичка" - вещь объективно существующая, и, чтобы от нее не слишком страдать, нужно не лениться и искать нужную информацию. Сейчас она есть на многих сайтах. Вот и Новоспасский монастырь сделал весьма неплохую страничку. Недостатком ее можно назвать отсутствие информации о догматах.
 
Вернусь к личному опыту. Я сам вообще страдаю одной проблемой: прежде чем что-то важное сделать, пытаюсь все изучить и предусмотреть неожиданности. До моего воцерковления мама купила справочную книжечку, где и догматика кратко и четко изложена, и обрядовая часть. Называлась она "Православие для всех". Я ее прочитал чисто из интереса и к моменту воцерковления кое-что уже знал. Я бы даже сказал, что она стала одним из тех многих факторов, что подтолкнули меня к Церкви. Будучи крещен, я не знал о несознательно принятой вере толком ничего. Сам факт знакомства с азами Православия благодаря этой книжечке стал во многом определяющим. Я узнал о необходимости Исповеди и Причастия, о том, что это надо регулярно делать, и стал к этому стремиться, хотя в нерешительности пребывал еще долго.  А когда наконец решился, уже кое-как ориентировался в богослужении и вообще в том, где, чего и как.
 
Там, кстати, было и про "вредных бабок", например, такое:
 

В холодное время допустимы и зимние шапки; однако, так как это иногда вызывает нарекания отдельных пожилых людей, многие постоянные прихожанки, входя в церковь, снимают зимние шапки и повязывают платки.

 

Некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие храм и обычно стоящие на одном и том же месте, начинают считать его "своим". В случае, если вы такое место случайно "заняли" и вас в этом упрекнули, лучше не вступать в дискуссию, а просто отойти в сторону - тем самым вы сохраните свое душевное спокойствие и уклонитесь от спора, участвовать в котором просто бессмысленно и крайне неприятно.


Предположу, что некоторые граждане "широких взглядов" скажут, что у нас в Церкви много ненужных сложностей и условностей. На это можно сказать, что в любой сфере жизни много сложностей и условностей. Почему-то нормы поведения или дресс-код не вызывают удивления в офисе или театре, тем более в правительственных учреждениях. Т.е. во всем, что связано с земными делами, хотя их "условность и ненужность", строго говоря, нисколько не меньше.


Источник