Ненужные аскеты
18.01.2017
2979 просмотров
Найдено в Интернетах

(с) отец Вячеслав Нефедов
Источник

В нашей церковной среде очень сильнО очарование аскетикой. Худощавый старец, погруженный в чтение Псалтыря или перебирающий четки, с тихим кротким нравом вызывает неизменное уважение. Духовность таких людей настолько очевидна, что никогда не ставится под сомнение. Многие церковные христиане проходили увлечение аскетическими упражнениями, которые как правило оставляют неизгладимые впечатления. "Отсечение воли", "сугубый пост", "нерассеянная молитва" - слова огромной притягательной красоты. Даже от скромной бабушки на исповеди можно услышать сокрушение в грехе "гортанобесия" или "праздномыслия".

А теперь я попрошу посмотреть ролик, чтобы полностью проникнуться мыслью заметки. Нетерпеливые могут смело перематывать, ролик длинный и затянутый.


Видео дает нам целый ворох полезных наблюдений и параллелей. Как и в аскетике, такой трюк требует немалой самодисциплины, многомесячных упражнений, полной сосредоточенности. Заметьте, как в основе всего лежит малое перышко. Так и в духовной жизни - все зиждется на простых фундаментальных вещах, например, на смирении или послушании. Если их убрать, рассыпается весь аскетический труд. Люди, посвятившие себя подобным упражнениям и добившиеся удивительных недоступных обывателю результатов, вызывают искреннее уважение. Также мы уважаем и аскетов, посвятивших себя борьбе со страстями и стяжанию добродетелей.

А теперь главная деталь. То, что мы видим в ролике, - очень удачное, захватывающее шоу. Оно не дает ничего кроме восхищения. Весь титанический труд, предпринятый фокусником, не принесет ни одному человеку никакой существенной пользы. Ну, кроме развлечения. Эквилибрист не накормит этим голодного, не защитит обиженного, не утешит скорбящего.

Аскетика "сама в себе" точно такой же поразительный спецэффект. То, чем мы привыкли восхищаться при виде современных подвижников, нужно по большей части самому подвижнику и только ему. Кому нужна нерассеянная молитва? Аскету. Кому нужно совершенное безмолвие? Аскету. Кому нужно абсолютное воздержание? Обратно, аскету. Как это может помочь ближнему? Ну, если пускаться в долгие размышления и пытаться отыскать глубинные смыслы, какая-то польза есть. Но если решать вопрос честно, здесь и сейчас, вся эта "высокая" аскетика нужна исключительно аскету и бесполезна ближнему.

И здесь мы наталкиваемся на противоречие. Опыт нам говорит, что все духовные люди были в разной степени аскетического настроя, поэтому отказываться от аскетики крайне глупо. С другой стороны, против логики тоже не попрешь. А дело все в том, что наше увлечение "высокой" аскетикой нарушает базовый принцип аскетики: прежде чем приступать к серьезным вещам вроде "хранения помыслов", необходимо пройти школу мирного сожительства с ближними. Да-да-да, именно так. Рано думать о нерассеянной молитве, если ты ссоришься с соседом по лестничной площадке. Неправильно держать строгий пост и вычитывать длинные молитвенные правила, если ты игнорируешь просьбы родственников о помощи по хозяйству. А именно это мы и делаем раз за разом - пытаемся угнаться за "высокодуховными" спецэффектами, забывая освоить базу.

Хочешь заниматься аскетическим деланием? Начни с того, чтобы быть приветливым с соседями и не быть в тягость своим домашним.