Невыполнимые заповеди Христа
12.01.2015
11317 просмотров
Дарья Косинцева

Заповеди, данные в Евангелии, невозможно выполнить. И так и должно быть. Догадываетесь почему? Чтобы не ходить с пафосной миной "о, я такой крутой и праведный". Заповеди Христа написаны прежде всего не для того, чтобы кто-то был хорошим, а для того, чтобы все осознали, какие они плохие.

Начнем с того, что Христос – очень суровый офлайн-тролль. Кстати, слово "тролль", к моему удивлению, было образовано не как аналог несимпатичного существа, а от английского trolling – «ловля рыбы на блесну» (даже в самом происхождении есть общее с "ловцом человеков").

Так вот. Как еще, если не троллинг, охарактеризовать ситуацию с блудницей? Ребята, вы такие праведные – ну давайте, кто без греха, тот первый бросит камень. Таких ситуаций в Евангелии описано прилично. Естественно, у фарисеев такие вещи вызывали неслабую... душевную боль. Они-то были уверены, что если выполнять все 600+ заповедей Авраама, то их и подцепить будет нечем. А тут на тебе. 

Христос каждый раз, когда-то кто-то вокруг знает, "как правильно", разбивает эту уверенность в пух и прах. "Давайте побьем блудницу камнями" = "Мы такие правильные, наказываем грех". Христос умеет подцепить не только фарисеев, но и собственных учеников. "Ой, зачем она льет на тебя масло, можно было бы продать и раздать бедным" = "Мы такие правильные, заботимся о бедных". Не тут-то было. Своими словами и действиями Христос сливает любой пафос, любую самоуверенность – буквально выбивает почву из-под ног у своих слушателей. И добивает их... заповедями.

Дальше процитирую замечательную книжку Михаила Эпштейна "Религия после атеизма":

«Многим увещаниям Христа нельзя следовать напрямую. Никому не удавалось силой сдвинуть гору. Мало кто даже из святых вырывал соблазняющий его глаз или отрубал себе искушающую руку – это шаг к самоубийству... Для чего же даются эти неисполнимые заповеди, в отличие от исполнимых Моисеевых? Для того, чтобы показать: заповедь не буква, а дух... Заповедь дана для внутренней жизни, как источник постоянного усилия и покаяния. Исполняя заповедь буквально, легко утратить ее дух, болящий, волнующий, обращенные к надежде и вере, а не к данности свершения: выполнил, поставил галочку, войди в Царство Небесное. Нет, не войдешь... И поэтому Христос постоянно тревожит дух своих учеников неисполнимостью заповедей, превышением человеческой меры: и для того, чтобы они усиливались их соблюсти, и для того, чтобы чувствовали невозможность их соблюдения для себя, не превозносились, а смирялись перед лицом Бога. Эти заповеди и увещания даются не для исполнения, т.е. приведения в соответствии с буквой, а для воспламенения духа, для возрастания внутренней жизни.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака'"*, подлежит синедриону**; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: люби'те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Все заповеди, данные Законом, здесь усилены и подняты на такую высоту, на которую взойти почти невозможно... Так зачем же предписано то, что вряд ли исполнимо? Во избежание того же самого фарисейства, которое было главным врагом Иисусу. Фарисей всегда мог гордиться тем, что исполняет заповеди Закона, ибо они и в самом деле хоть и с трудом, но исполнимы. А Христос дает такие заповеди, исполнением которых нельзя гордиться – а значит, и впадать в грех праведничества, самодовольства. Остается только взмолиться, как мытарь: "будь милостив мне, грешному"».