О синдроме падшего Адама
17.07.2017
3890 просмотров
Виктория Паздрий

В православной аскезе существует одна довольно любопытная точка зрения (в частности, ее придерживался авва Дорофей, а позже - владыка Антоний Сурожский). Согласно ей, человек, который впоследствии спасется, за свой жизненный путь проходит три стадии веры: раба ("я не буду грешить, потому что Бог накажет"), наемника ("я буду соблюдать заповеди, чтобы получить награду") и сына ("я люблю Бога, поэтому не делаю того, что Ему мерзко"). Но самое интересное, что человек, который погибает от своих грехов, тоже проходит эти три этапа, только как бы в обратном порядке. Для примера можно взять хотя бы падение праотца Адама.

Сначала Адам - это, безусловно, сын Божий, который сотворен по образу и подобию Господа, ему подчинена вся Вселенная: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Быт. 2:19). Наречение имени - это более чем сильнейшая власть, потому как в имени заложена вся информация, определяющая суть. Итак, Адам до грехопадения - практически совершенное существо, находящееся с Богом в прямых родственных отношениях "Отец - сын".

Потом Ева, сотворенная как помощница Адама, прельщается змеем и нарушает волю Божию, во что втягивает и Адама. Как он ведет себя дальше? Наверное, как подчиненный, который, прогуливая рабочий день в курилке, видит идущего по коридору начальника и знает, что ему будет втык. Ну практически: "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая" (Быт. 3:8).

Итак, прячутся - а вдруг "Небесный Шеф" пройдет мимо и "пронесет"? Не "пронесло". Падший человек оправдывается чуть ли не бюрократически: видишь ли, Господи, не в дресс-коде я, стыдно стало, что корпоративную этику нарушил... А в настоящем проступке-то и не покаялся. И от доверительных отношений "Отец-сын" мало что осталось.

Но Бог по Милости Своей не попускает, чтобы Адам был в раю вечным "офисным планктоном", ничтожным и угодливым из корысти. Поэтому человек становится уже тем, что и большинство людей сейчас, - всего лишь рабом: "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт. 3:23). Раб честнее чиновника хотя бы вынужденно: у него меньше возможностей лукавить. И, если он в своих страданиях окажется искренним и не подлым, есть шанс быть снова усыновленным.

Вроде бы, раб - конечная стадия. Но проблема в том, что раб-то не всегда Божий...
Адам ушел из рая рабом амбиций, греха и смерти.
Позже у него появились дети - и человек понял, что такое быть привязанным к семье. Насколько несчастными могут быть дети, которые вынуждены играть роль кумиров и жизненных целей папы или мамы, он узнал чуть позже.
Затем возникли деньги, власть - ради возможности быть их рабами люди шли на уже многие зверства...
Этот список можно продолжать до бесконечности, но здесь вроде бы и так все ясно.

А главное - очевидно то, что наши проблемы, грехи и падения - это всего лишь движение по трем ступенькам в обратном направлении. Вниз. Ведь в каждой душе заложено стремление к Отцу, только вот потом она учится (или ее дрессируют) работать на этот мир, и в итоге получаем еще одного раба мадридского "Реала", "научного атеизма", баксов, политики или рюмки водки на столе.

Грустно. Но, к счастью, поправимо.