Почему прощение эффективнее справедливости
04.02.2017
4237 просмотров
Блог портала "Предание.ру"

В притче о блудном сыне младший брат хочет смерти отца: просьба «дай мою долю наследства» звучит как «умри сейчас, я не хочу больше ждать». Тем более удивляет доброта отца: он просто говорит «бери» — без споров, без упреков.

В конце притчи сын, ставший свинопасом у язычников (можно ли вообразить более позорную работу для иудея?), возвращается домой. И что же? Отец выбегает ему навстречу, что для тех времен — бесчестие. Нам это неочевидно, потому что мы не знаем патриархальных порядков Палестины I века. Наше общество столь христианизировано, что нам уже не понять, сколь чудовищными казались слова Христа две тысячи лет назад, и современные папаши — скорее карикатуры на отца из христовой притчи, чем суровые отцы древности.

Безрассудная щедрость отца

Отец дает блудному сыну лучшую одежду и закатывает пир. И дело здесь не в принятии обратно сына как таковом, но в безрассудной щедрости, безмерной радости. Так притча учит нас, что нет ничего важного, кроме любви и радости. Отец как будто не замечает отцеубийственного желания сына, как будто не знает о его бесчинстве и бесчестии. Такова парадоксальность прощения — парадоксальность кажущаяся, как я постараюсь показать. Ведь, к нашему стыду, большинство читателей этой притчи через две тысячи лет остаются скорее старшими братьями, не понимающими отца.

Та же центральная мысль и в притче о Страшном суде. История каждого из нас и мира в целом взвешивается на весах деятельной любви, и ничто другое в расчет не идет.

Прощение кому-то кажется сентиментальным, или морально обязательным, или мистическим актом. На самом же деле нет ничего более рационального и логичного, чем прощение. Что не рационально — так это мир сей, в котором прощению не осталось места.

«Моральный рынок» у нас в голове

Что так раздражает нас в прощении блудного сына, в милости отца? Видимо, то, что сын этого «не заслужил». То есть у нас в голове существует некий «моральный рынок» и представление о «справедливой цене» (а)моральных поступков, купле-продаже заслуг, престижа, бесчестия…

Простейший пример. По правилам «морального рынка» мы можем ответить убийством на убийство — убийцу надо убить. В этом очевидно проявляется динамика желания: обиженный человек зеркалит желание обидчика, соперники становятся близнецами. В драке нет правой стороны, ибо её участники совершенно тождественны, их нельзя различить. То, что кажется таким рациональным («ответить»), на самом деле — иррациональная игра желания с его вечной садомазохистской динамикой. Здесь не будет конца обидам, конфликтам, насилию, пока не наступит полное разрушение. Мы не замечаем этого, потому что ослеплены желанием. Таков порядок этого мира.

Но если бы мы «включили мозг», то без труда увидели бы, что надо прекратить насилие. Один труп кажется нам ужасным — но, убив убийцу, мы получим два трупа! Вот рациональная арифметика, в отличии от арифметики мести, которая ведет счет иллюзорным обидам, но никогда — реальным людям.

Логичные заповеди

Часто можно услышать, что евангельские заповеди «сверхъестественны». Но в действительности нет ничего более рационального. Если вы ставите себе задачу прекратить насилие, сохранить жизнь и мир, то «подставь другую щеку» — правило разума, который хочет мира, а «бейся до победного конца» — правило безумца, который доведет дело до смерти, своей или другого: логика (само)убийственная.

Бесов («богов мира сего») не переиграть — ну так играть с ними и не надо, надо перевернуть доску. Месть можно продолжать бесконечно (не эта ли игра называется адом?), но её можно прекратить в один момент — через прощение.

Дело во взгляде. Если мы смотрим из этого мира на Евангелие, оно кажется нам благоглупостью. Но если мы смотрим изнутри Евангелия на мир, мы видим безумие, которое так легко прекратить. Заповеди блаженства кажутся сверхъестественными этому противоестественному миру — но с точки зрения мира, который «хорош весьма», мира по замыслу Божьему, нет ничего более естественного, чем Блаженства.

С точки зрения этого мира, в котором верховодят престиж и честь, отец из притчи — нелеп и унижен. Но для тех, кто умеет любить, его поведение естественно. Любовь не удержать, она разрастается, она творит. Она горюет об ошибках любимого и всегда прощает. Она хочет, чтобы любимый был спасен. И эта логика проста и понятна всем, кому любовь не чужда.
Но мир, созданный Богом, искажен первородным грехом. Поэтому наши желания извращены: разрастание и безудержность у нас свойственны обиде, насилию и разрушению.

Как появился «моральный рынок»

И Библия рассказывает об этом поразительно кратко. Бог-Любовь творит мир по любви, чтобы как можно больше существ могло участвовать в любви. Творение было «хорошо весьма». Змей же перестраивает, искажает желание Евы — он врет ей о Божьей заповеди и настраивает ее враждебно против Бога. Иллюзия, ложь и враждебность — вот «почерк» дьявола; обман и насилие у него всегда идут вместе. Ева поддается и заражает своим желанием Адама.

В этот момент появляется «моральный рынок». Люди начинают действовать не по закону любви, а по закону вины: Адам перекладывает вину на Еву (а точнее, на самого Бога!), Ева — на змея… Циркуляция вины — первый «моральный рынок». Людей поражает грех, смерть, ад; проклятье труда, неравенство, изгнание из Рая и отчуждение от Бога.

Каин — отец справедливости

После изгнания люди начинают приносить жертвы — так рождается религия. Два брата приносят жертвы Богу. И вот — Каин обиделся, «сильно огорчился». «Моральный рынок» уже работает вовсю: Каину «недодали», Каина «не оценили». Каин убивает — из обиды на Бога! — своего брата. И здесь — самое интересное.

Каин, первый убийца, изобретает справедливость. Он говорит: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Это и есть справедливость: удар за удар, труп за труп. Но Бог придумывает «каинову печать» — антисправедливость: «сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его», и: «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро». Итак, Бог охраняет жизнь убийцы. Бог не имеет ничего общего с насилием, Он никак не реагирует на смерть Авеля — кроме как защищая его убийцу Каина.

Чтобы остановить насилие — простите

Каин — основатель цивилизации: первого города, первых ремесел, первых искусств. Потомок Каина Ламех скажет: «если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро», — насилие безудержно растет. Христос ответит на это заповедью о прощении «до седмижды семидесяти раз». Так Он указывает, как разрушить «моральный рынок».

Мир сей — это особо устроенный порядок желаний, в котором главенствуют гордость, обида и насилие. Если кто-то хочет его разрушить — а Бог именно это и сделал «во Христе Иисусе» — нет лучше средства, чем прощение.

Удар за удар; не я, а Ева; не Ева, а Адам; я убил брата — убьют и меня… Прощение помогает разорвать этот круг и дать место для Царства.

Поперек мирской логики

Как это работает — бесчисленное количество раз описано в житиях. Нелепые, унизительные действия святых бьют всегда в одну точку. Аскеты живут как бродяги, если не как животные; юродивые бесчинствуют; «тайные» святые скрываются от мира, как Алексей, человек Божий, смиренно переносят удары, как Серафим Саровский; поступают вопреки традициям и правилам, как Павел Препростый, который узнал об измене жены, но не учил её уму-разуму, а тихо ушел.

Все эти поступки совершенно рациональны. Их цель — выйти из игры мира, порвать психическую и социальную ткань мира сего. Достигается это за счет унижения (кенозиса) — повторением движения Христа, движения любви, вовлекающей людей в жизнь Троицы — обратно в Рай.

Кажется, легко — но только кажется. Желание, отчужденное в первородном грехе, действует как приказ извне. Первородный грех — мутация желания. Люди перестали желать согласно порядку любви, а желают в порядке лжи и насилия. Об этом — притча о Страшном суде. Почему козлы и овцы стоят по разные стороны? Потому что они хотели разного и по-разному поступали.

Порядок Христа

Наше желание искажено, нас учат чего хотеть: в семье, в школе, в дружеских компаниях, в СМИ. Порядок мира сего и есть порядок унаследованных от прародителей желаний. И все, что могут бесы, — это искушать, т. е. управлять нашим желанием. И мы, живя в таком порядке, не можем его исправить. Это делает Христос.

Здесь не место спорить об Искуплении. Но даже в вульгарно понятой юридической теории Искупления видно: грехи человеческие конечны, а Бог — бесконечен. Господь ликвидирует моральный рынок, внося туда Свою бесконечность; происходит не переоценка ценностей, а обесценивание их. Люди считают на своих моральных весах: мне причитается столько-то чести, ему — столько наказания. Но Божественная бесконечность обнуляет эти подсчеты (поэтому выигрывают от этого в первую очередь мытари и блудницы — у них и так счета были отрицательные). Все долговые обязательства ликвидированы. «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — вот рецепт борьбы с «моральным рынком» в молитве Господней.

Христос, Бог и человек, изнутри грязной истории наших желаний и дел запускает новый порядок. Во Христе Бог повторяет свой дар творения, переучреждает тварный порядок — как отец из притчи снова принимает сына в немыслимой радости. Быть в Церкви — значит встроиться в этот новый порядок.

Мы верим в отпущение грехов. Мой любимый аргумент против Церкви — что исповедь безнравственна. Вот, мол, убийца покаялся — и всё, вот так легко? Да, всё. Этот участок мира сего отвоеван Царством.

По материалам статьи, опубликованной на сайте "Предание.ру".
Автор: Владимир Шалларь