Постиссимо - маркетинг во время поста
28.04.2016
4352 просмотра
Дарья Косинцева
 
Чуть ли не каждый год во время Великого поста я пощу фотографии из супермаркетов, где выделяют целые полки для постных продуктов и обещают "постно и вкусно" и "пост без проблем". И каждый раз думаю — наверно, это раздражает только меня. Ведь если размещают, если рекламируют, значит, это работает, маркетологи-то не дураки! Значит, многие православные хотят вкусный пост без проблем.
Но в этом году "Иль-патио" превзошли всех. У них новая маркетинговая фича — "Постиссимо". Вот скрин с аппетитной промо-страницы, это просто шедевр, особенно слоган "Строго и со вкусом".

постиссимо

Все продумано — и на строгий пост, и на рыбный день. Да еще и смузи в подарок при заказе от 900 рублей! Ммм, красота. И это ведь рассчитано на верующих и думающих людей при деньгах. Серьезных таких деловых людей. И эти люди при этом искренне считают, что на бизнес-ланче за 900 рублей блюдут пост.

Но это точно не я. Каждый год вся эта «постная тема» заставляет меня стыдиться: и ушлых маркетологов, эксплуатирующих «православную тему», и того, что из-за всей этой постной истерии — не знаю, как еще это назвать — я не могу начать всерьез поститься и влиться в ряды «хороших православых». Возникает какое-то внутреннее сопротивление. Так что в итоге пощусь весьма и весьма расслабленно, встречаю блинами гостей или регулярно отвариваю себе индейку.

Во всем этом — это просто вершина айсберга. Логичное продолжение общей «едоцентричности» поста...

Вот вы не замечали, что с наступлением поста лента новостей каждого православного вдруг наполняется ЕДОЙ? Постные рецепты всюду. Хозяйки делятся рецептами постных сладостей. Хвастаются, как они удивляют тех, кто думает, что поститься — это невкусно. Такой уютный домашний пост. Подвиг самоограничения монахов переваривается культурой потребления и хозяйственной смекалкой, превращаясь из поста в "постиссимо".

Иногда мудрые богословы и священники в статьях скромно напоминают: мол, "пост — это не про еду". Это про духовное преображение. В теории — да. Но на практике — это рецепты постных блюд. И на кухнях, и, как следствие, в ресторанах. А все потому, что свято место пусто не бывает. Бесполезно утверждать, что пост не про еду, если взамен не предлагать программы: а про что он? Что хотя бы один раз надо куда-то сходить, кому-то помочь, что-то пожертвовать. Сделать наконец-то доброе дело, которое год собирался сделать.

Как на практике реализуется это духовное содержание поста? Где примеры-то? Что-то я не встречала в интернетах жанра "Как мы с мужем сидели на гречке весь пост, а сэкономленные деньги раздавали людям". Миллион рецептов на тему того, как красить яйца, но ни одной "Как мы на Пасху относили больным куличи и крашеные яйца".

В итоге пост из духовного подвига превращается в «культурный феномен» и неизбежно застревает где-то между рубрикой "Хозяйке на заметку" и пабликом "0% жирности".

Мне кажется, что для того, чтобы пост был не про еду, ограничение в еде должно вообще не выходить в какую-то публичную сферу. Счет постных дней должен шепотом передаваться между посвященными. Поститься — тихонько, без пафоса и вот этого буквоедства и замороченности едой.

Возникает, например, вопрос: день рождения в пост — что делать?! Я читала, что это, мол, искушение: как вот ты будешь следовать посту на день рождения? Но, по-моему, гораздо честнее просто съесть обычный торт на день рождения, а не заморачиваться с постной рецептурой. Все эти рецепты мне сразу напоминают рецепты веганов, имитирующих сметану перетертыми орехами.

Ручаюсь, что половине православных читательниц, дочитавших до этого места, уже хочется бить меня ногами. Ну что ж, бейте, я готова :) Я честно говорю, что я плохая христианка, и не мне уж точно судить хороших, пост блюдущих. Пишу я все это в надежде кого-то заставить задуматься над тем, что пост — это не совсем про «постную кухню».

В целом вся эта кулинарная культура — результат нормального конформистского желания быть правильным православным, но чтобы это не особо сказывалось на быте. Чтобы "строго и со вкусом". Мы, девчонки, вообще такие. К подвигам плохо приспособлены, нам все время надо одергивать внутреннюю Марфу. Которая нудит, что духовность духовностью, а хозяйство ждать не будет. Христа слушать некогда: надо обед мутить, постный, по всем правилам. Внутренней Марфе трудно доказать, что настоящий пост — это чтобы немножко было голодно, а холодильник полупустой. В итоге пост превращается в торжество Марфы — в хозяйственную суету, в возню с «правильными» продуктами, чтобы получилось вкусное рагу из гречки и грибочков, с баклажанами и томатно-базиликовым соусом.

Постиссимо, одни словом. Пальчики оближешь.

Читайте также: Зачем нужен пост