Прикосновение
19.07.2017
3144 просмотра
Найдено в Интернетах

Автор: протоиерей Сергей Лепин

В одном евангельском отрывке повествуется сразу о двух чудесах, совершённых Господом.

Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той (Мф. 9:18–26).

В рассказе об одном из чудес человек ищет возможности прикоснуться ко Христу: изможденная многолетней болезнью женщина, преодолевая страх и стыд, нарушая религиозные законы, рискуя быть разоблаченной, сквозь толпу усердно пробирается ко Господу, чтобы коснуться края Его одежды. Она стремится к Нему не только как к источнику исцеления, но и как к источнику очищения: напомню, что еврейка может прикасаться только к своему отцу, сыну и мужу, и то до последнего она не может дотронуться даже мизинцем или дуновением, если она «нида» – имеет любое вагинальное кровотечение. Всякое прикосновение к ней даже каким-то предметом передает «туму» – скверну, и только погружение в микву может ее очистить. Возможность посещения общественных мест для «ниды» ограничена, а за нарушение законов чистоты можно даже получить палками.

В истории второго чуда уже Христос ищет прикоснуться к человеку – к находящейся при смерти (а потом и умершей) девочке. Он идет к ней через расстояние, через осмеяние и раздражение...

Христианство – это взаимная устремленность Бога и человека друг навстречу другу и возникающее между ними соприкосновение. В каждом отдельном случае фабула этого притяжения разная и приводит она к разным результатам. Но везде предполагается, что между Богом и человеком есть некие препятствия, которые порождаются как неблагоприятными обстоятельствами и банальным фактом недостатка веры, так и нетривиальным для данного контекста фактом наличия… религии. Что мы и можем наблюдать в эпизоде с страдавшей кровотечением женщиной.

В случае с больной дочерью «некоторого начальника» – Иаира – Господь откликнулся на просьбу и направился к его дому, но опоздал: девочка умерла. Можно подумать, что во всем виновата кровоточивая женщина, которая задержала Его на пути… Обстоятельства изменились, и это изменение оказалось сильнее веры Иаира и его домашних. Веря в одних условиях, они были не готовы верить в других, усложнившихся: их упование сменяется хулой и раздражением, их желание призвать Господа в свой дом – намерением «больше не утруждать Его» (попросить уйти). Но, вместо того чтобы обидеться и, обличив неверие обидчиков, уйти прочь, Господь Сам выставляет всех за дверь (кроме родителей) и воскрешает девочку…

Увы. Наша вера несовершенна, а значит, будучи не бесконечной, сохраняет свое влияние лишь на определенном диапазоне значений нашего опыта. Иногда нашу веру спасает не ее мнимая крепость, а статичность и отсутствие динамики в нашей жизни (духовной, интеллектуальной, любой). А иногда и жизнь изменяется, но сердце наше, пребывая в каком-то коматозе, просто не реагирует на перемены значимым для нашей веры образом. Не вера наша велика – а велико либо наше безделье, либо наше нечувствие. Есть и исключения, наверное...

Но Господь тоже в свое время принял на Себя всю полноту человеческой природы, Он «не понаслышке», а «изнутри проблемы» знает, что такое наша немощь, что такое искушение, неблагоприятные обстоятельства и даже богооставленность. Господь посчитал возможным воскрешение девочки на основании той веры, которая была продемонстрирована при обращении к Нему в самом начале: «некий начальник» попытался верить, как мог и пока мог. А Господь, как мы знаем, и «намерения целует», и «имеющему прибавляет», и «неверию помогает», а Его Божественная благодать всегда «немощная врачует и оскудевающая восполняет» – как говорил св. Феофан Затворник, Бог ищет как помиловать, а не как осудить человека...

Ребята, давайте хотя бы попытаемся! И Бог да поцелует, да прибавит, да поможет, да уврачует и да восполнит, аминь.

Милость Бога иногда выглядит как «безумие» – как нечто не адекватное нашим представлениям о сущности вещей. А возможно, иногда милость Бога вообще похожа на вторжение, насилие и агрессию – прям как в истории с этой девочкой. Но в итоге, думаю, все окажутся довольны. Хотя легко предположить, что в доме Иаира наверняка были и те, кто размышлял так: «Нет, за то, что Он воскресил нашу девочку, Ему, конечно, большое спасибо, но зачем же было на нас так кричать? Никто не знает телефона Его Начальника?»


Источник: http://serge-le.livejournal.com/420654.html и http://serge-le.livejournal.com/421058.html