Следи за собой, будь осторожен
08.02.2017
1201 просмотр
Дарья Косинцева

"Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые" /

"Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры"

По ощущениям, верующие слишком часто не "поступают осторожно", а наоборот - ведут себя как слоны в посудной лавке. Вроде как мы тут в своём праве, у нас традиции, да как вы смеете, сейчас мы вам всем тут расскажем, как жить! Не слушаете?! Ах вы, воинствующие богоборцы!

Говоря о христианстве, продвигая христианские принципы, надо быть предельно осторожным, чтобы не направить свое миссионерское рвение во зло. "Следи за собой, будь осторожен, следи за собой!" Это не я придумала (и даже не Цой, оказывается), и к приведенной цитате про осторожность есть масса толкований, которые мне показались очень полезными - и актуальными:

Имея такое высокое назначение – быть светом мира, ходите так, чтобы соответствовать своему значению, чтоб никто ничего не мог найти в вас укорного, кроме разве того, что вы христиане и всем желаете быть христианами. – Како опасно – πως ακριβως, точно верно, пунктуально по лежащим на вас обязанностям, точь-в-точь как ожидается от вас. Но заповеди известны: по ним действуй – и все тут. К чему предостережение: блюдите, и эта норма: не якоже немудры, но якоже премудры? – К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностию, когда неуместностию, когда излишнею ревностию. Определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере, есть дело мудрости. Мудрость и общую норму поведения определяет и держит, и каждое дело осматривает. Немудрость действует сплеча или, как еще говорят, зря. Оттого и силы, и время тратит, а плода мало имеет, хоть делать старается все доброе, а не худое. Блаженный Иероним пишет: «Кто видит, как ему следует шествовать и умеет осторожно ступать ногою, чтоб не поткнуться о камень, говоря: светильник ногама моима закон Твой (Пс. 118, 105), тот конечно мудр. И я не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно. Из этого понять нам должно, что и нравственные правила, - кои многими почитаются совершенно ясными, на том основании, что говорится: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9), – имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение».
Свт. Феофан Затворник
 
Предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми, и никому не мстить.
Блаж. Феофилакт Болгарский

Выше Павел указал, что слугам Божиим надлежит отвергнуть жизнь в неверии и пороках. Теперь же он добавляет, что делать это требуется осторожно, чтобы не быть соблазном, чтобы среди неверующих поступать мудро, особенно если они правят [ситуацией] и верят в лишенного святости правителя. И если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство. Христианин скажет свое, когда будет возможность.
Амвросиаст

Можно, конечно, сказать, что слова про "поступай осторожно" были сказано давно, тогда была вокруг враждебная среда, а ныне у нас тут христианство с "традицией"! Но если снять корону, то можно понять, что мы сейчас в абсолютно той же ситуации, в какой был дан этот совет. Вокруг нас - абсолютно секулярное общество, местами весьма враждебное. Это так во всем западном мире сейчас. Но в России эта ситуация доведена до предела: мы прошли через 70 лет воинствующего атеистического государства. "Торжество православия" - где оно? На бумаге? В речах президента? На Первом канале? Ну, глаза-то давайте протрём. Мы живем в обществе, где аборт, например, стал абсолютно естественной нормой. Мы - партизаны на чужой территории. Нам именно что надо "опасно ходить", боясь ошибиться. Тысячи глаз только и ждут, что мы ошибемся, скажем какой-то бред, поступим неосторожно - чтобы раздуть это в сто раз. Предвзяты? Да! Ну и что? Не давайте повода ищущим повода.

Не судите, а то таким же судом и вас осудят и быстро укажут, как вы реально далеки от вашего мнимого духовного превосходства.

Взялись защищать семью? Не надо орать, что жидомасоны из Госдепа развращают детей, запрещая родителям их бить. Изучите вопрос, юридическую часть, русскую и иностранную правоприменительную практику. Потому что "не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума, мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно".

Взялись бороться с узко понятым дарвинизмом? Переводите оригинальные статьи с англоязычных ресурсов у рецензируемых авторов, вникайте в вопрос, читайте книги. Не стоит идти громить музей, "лучше смотрите, никому не давайте повода ко вражде".

Взялись бороться с абортами? Общайтесь с женщинами, изучайте статистику, вникайте, ходите в больницы. Потому что надо "определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере".

Взялись за аскетический подвиг? Не надо заодно лишать колбасы и секса неверующего мужа, который совершенно с таким решением не согласен. Помните, что "нравственные правила имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение".

Взялись миссионерить? Не стоит сходу просить друга в машине на полную ставить радио "Радонеж", а в гости к родственникам носить диски с псалмами. "Не надо портить добрые дела излишней ревностию".

Взялись нести благую весть в интернетах? Учтите, что "если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство".