Внутренний и внешний локус в психологии и христианстве
05.07.2017
1112 просмотров
Виктория Паздрий

Когда я слышу от некоторых людей самых разных убеждений мнения о том, что наука и религия, психология и христианство чуть ли не на шпагах дерутся, меня это... слегка улыбает. И я вспоминаю одну табличку из учебника по гносеологии (есть такая дисциплина в философии, которая сущностью познания как раз и занимается). Она чудесно показывает, что разные типы знания (здесь – эмпирического и мистического) – ветви одного прекрасного стройного дерева Человеческого Развития).

Вот, например, вопрос внутреннего и внешнего локуса. Некоторые мои френды, как и я, читают ЖЖ автора теории дисбаланса Марины Комиссаровой (evo_lutio). В моральных аспектах я лично с ней во многом не согласна, но некоторые ее открытия мне очень помогли. За что ей искреннее спасибо.

Одно из них – понятия внешнего и внутреннего локуса. Я не знаю, является ли Марина автором конкретно этих терминов или нет, но значение раскрывает очень понятно и доступно для неспециалиста. Вот что она пишет:

"Внутренний локус контроля – это то, что ты реально можешь делать, реально берешь в свои руки и действуешь. Все, что находится вне этого, внешний локус контроля. Все, до чего твои руки не могут дотянуться, все, что вне зоны доступа для тебя, внешний локус контроля (...).

Внутренний локус контроля – центр деятельности, без которого невозможна проактивность, а без проактивности личность вообще не формируется. Она постоянно перекидывает ответственность на кого-то и что-то (не только реальное, но и нереальное: злой рок, колдунов, себя прошлого), в ней не возникает собственного центра, своего руководителя. А значит она остается бессильной, пассивной и покорной другим людям и обстоятельствам. Каждый раз, когда вы обнаружили в себе внешний локус, постарайтесь вернуть его в состояние внутреннего. Так вы возвращаете себе контроль, а своей личности силу, обращаете энергию себе на пользу, не теряете ее". 

Теперь вернемся к христианству. Что есть метанойя, она же деятельное покаяние? Да то же самое возвращение внутреннего локуса контроля над своей жизнью, прикладной аспект которого рассматривает наука психология, а духовный – христианство.

Таинство Исповеди – это не только примирение с Богом. Это возможность для человека снять с себя ту "грязь", которая мешает взять себя в руки и пойти навстречу Господу, как Петр по водам.

Но для этого ему предстоит возложить на себя непростую задачу – взять ответственность за свои поступки, то есть четко навести внутренний локус. Грех не будет отпущен, пока человек продолжает считать, что в его проступке виновата соседка, мамино воспитание или, что еще "лучше", "бес попутал". Обвинение кого-то в своих грехах, совершенных во взрослом сознательном возрасте, 
– тот же внешний локус.


В христианской аскетике – на мой взгляд – он описывается или как осуждение (когда локус вовне переносится на других, в то время как любое прегрешение – это "зона компетентности" лишь самого человека, несмотря на все соблазны), или как уныние (по сути, вера в некие "непреодолимые" обстоятельства, которые в представлении обладателя внешнего локуса наделяются чуть ли не силой, выше Божественной). "Да я бы и молился, но..."

Правильный внутренний локус в духовном смысле, ИМХО, выглядит так: "Господи, я не выполняю то, что должен бы, не молюсь, как следует. Но я, надеясь на Тебя и с Твоей Помощью, приложу все усилия для того, чтобы подобное более не повторилось". Такое упование не содержит паразитические установки вроде: "Боже, я ни на что не способен, сделай за меня всё". То, что в кавычках, 
– также полностью внешний локус и отнюдь не высочайшее смирение, а желание "прокатиться на халяву" на Его Доброте. На языке аскетики – чрезмерное упование на Милость Божию.


Нет уж. Святые не только признавали свои ошибки и слабость перед грехом, прося заступничества Господа, но еще и вкалывали над собой до седьмого пота, никакие "обстоятельства" и никаких посторонних личностей в своих падениях не обвиняя. Воистину люди с правильным внутренним локусом.