«Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог»: человек перед Богом
06.12.2017
604 просмотра
Юрий Беспечанский

Библия, как и жизнь, сложна и противоречива. А почти всё из того, что христианство называет «ересями», имеет общую черту: дает простой и всем понятный ответ на сложные жизненные вопросы.

И один из таких вопросов сформулировал еще Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание»: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Конечно, эта статья не обсуждает вопрос о возможности убийства старушек: мы против экстремизма и терроризма во всех проявлениях. Но всё же, что значит каждый из нас в этой жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня исследуем лишь одну небольшую библейскую книгу: первое Послание святого Апостола Иоанна.

Есть точка зрения, подкрепленная библейскими цитатами, что мы – безнадежно грешные и падшие существа.

1) «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8)

2) «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:10)

3) «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин. 3:6)

4) «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10)

5) «Ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3:20)

6) «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11)

7) «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18)

Итак: проверим себя на «вшивость» с помощью этих библейских цитат. Первая и вторая цитаты – «грешен, Господи, грешен!». Третья цитата – вообще убийственна… Согрешаю, значит, не видел Бога и не познал Бога: не так, как «святые», которые не согрешают. Четвертая цитата – «всегда ли я делаю правду?» Ну, стараюсь, но получается вовсе не всегда. Всегда ли я люблю братьев своих? Если честно, некоторых с трудом, а некоторых едва-едва выношу. Вывод: не делаю правды, не люблю брата… так-с, так чье же я дитя? Правильно…дитя дьявола.

Пятая цитата – осуждает ли меня моё сердце? В некоторых вещах – да… А, значит, осуждает и Бог, который больше моего сердца. И, наконец, шестая, особенно, если сравнить ее с четвертой. Ну, так чтобы постоянно ненавидеть кого-то, это лишь иногда, при кратких вспышках лютого гнева: это – себе дороже обойдется. Но вот есть ведь разница между словом «ненавижу» и словом «не люблю». Некоторых, и даже довольно многих, братьев и сестер, я вовсе не ненавижу… просто шли бы они лесом мимо меня и меня бы не трогали, и я их тоже. Как их любить??? Тоже себе дороже обойдется… может, я и готов их любить, но так, на расстоянии, как любить всё человечество, но не отдельных его представителей.

Наконец, седьмая цитата. Я грешу – значит, как я могу называться рожденным от Бога? Впрочем, тогда седьмая цитата противоречит первой, утверждающей, что все мы – грешники. Библия противоречит сама себе?

Общий вывод из этих стихов. Хотя я – христианин с 27-летним «стажем веры», но, честно глядя в зеркало упомянутых библейских строк апостола Иоанна, я вынужден сказать: я абсолютно грешен и безнадежен для Бога, абсолютно негоден для Его Царства, если брать меня таким, какой я есть…

Но уходить от Бога, из Церкви тоже не хочется. И остается ходить с унылым, поникшим и понурым лицом, в надежде «замолить грехи» или «вымолить прощение» в истерике самобичевания и слезах – может, Бог простит?..

И есть немало церквей, главным занятием которых и является упорное вымаливание прощения добрыми делами, щедрыми пожертвованиями, слезами раскаяния и всем таким прочим.

Но, к счастью, есть и другая точка зрения на человека, также подкрепленная библейскими цитатами из послания Иоанна:

1) «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 4:7)

2) «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 4:9)

3) «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1)

4) «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4)

5) «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7)

6) «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1 Ин. 5:1)

7) «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4)

Итак, получается, что хотя и грешник, но если я исповедую грехи священникам и братьям, стараюсь общаться с братьями и любить их, то Бог прощает меня и очищает от греха. Он называет меня Своим сыном. Получается, что если я действительно люблю Бога, то я получаю от Него возможность и дар любить других людей.

Получается, что, хотя я грешник, Он дает мне возможность и силу побеждать грех.

…Правда, здесь остаются сложные вопросы типа: что будет, если я исповедую грех и покаюсь в нем, а потом буду повторять его снова: не то, чтобы намеренно и специально, но в силу грешности натуры? Или – эта жизненная «победа»: чем она измеряется? Я могу побеждать свой грех уже здесь и сейчас, или победа будет видна лишь по итогу жизни?

Наконец, самый главный вопрос для меня: вторые семь стихов имеют силу в моей жизни, но и первые семь (о моей «грешности») – тоже правда. Так, кто же я? Святой или грешник?

Наконец, следующие стихи послания Иоанна звучат радостно и вдохновляюще, но, кроме того, дают важный ключ, как «совместить» святость и грешность, как достичь желаемой жизненной победы над самим собой…

1) «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1:4)

2) «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:27)

Я уже упоминал о церквях, которые только и делают, что сокрушаются и каются. Но есть и другой род «ереси» в этой теме: я знаю церкви, которые делают упор на том, что «надо радоваться», вплоть до «литургического» безудержного смеха на богослужениях, так как смех есть выражение радости…

Бог хочет дать нам совершенную радость, радость в полной мере. Радость, исходящую только от Него и от Его присутствия. Следующая за этим цитата, как будто, выступает против священства и духовного учительства, но это совсем не так. Нас учит Бог, Его «помазание». Но Бог говорит нам не только через наши личные мысли, но и через Библию, но и через Церковь, но и через все события, через которые мы проходим.

Значит, логическое противоречие между первыми семью стихами, которые жестко обличают мою актуальную грешность и вторыми семью, которые дают мне надежду, разрешается не в логике а в ЖИЗНИ: Бог хочет присутствовать в моей жизни и изменять мой характер, постепенно преображая его в характер Иисуса Христа.

Но это преображение, эта победа – дело всей нашей жизни. Часто, когда мы уверены, что всего уже достигли, нас настигает разочарование…

На эту тему, в заключение, почти в порядке юмора, расскажу историю, связанную со мной. В некоторых церквях есть полубиблейское-полуеретическое учение о «духовных возрастах», также связанное с 1 посланием апостола Иоанна, вот с этими стихами:

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1 Ин. 2:12-14).

Учение сие гласит, что есть три «духовных возраста» (дети–юноши–отцы) по степени духовного роста, оставления прежних грехов и познания Бога. Одно дело – это духовно несмышленое дитя, только-только воцерковленное, а другое дело – умудренный сединами священник, епископ или пастор.

Проблема его в том, что как только ты начинаешь сам измерять себя по рангу, свои успехи, достижения и духовные победы, так подступает самый коварный из грехов – гордость…

Как раз вчера, когда мы обсуждали эту тему, и я, через призму 27 лет моего христианства, уже готовился записать себя в «духовные отцы», со мной случилась следующая оказия: у меня страшно заболел… ноготь на ноге.

Я выл от боли, я оббегал и обзвонил все аптеки, вся моя духовность вмиг слетела с меня, как осенний лист в ноябре. Я ни о чем не мог думать кроме больного ногтя. У меня было чувство, что все фашистские орды бездны ополчились на меня, но это был всего лишь ноготь…

Слава Богу, боль прошла, и потому я могу писать эти строки. Но, что стоит моя «духовность», если один маленький ноготь оказывается ее сильнее? Впрочем, не так. Всё, что во мне есть доброго – это от Отца Небесного и Сына Божьего, а всё, что моё – это ржавеющая и тлеющая с годами плоть…Вот почему, будучи трезвым человеком, я соглашусь со строками из оды Г. Р. Державина:

«Я царь, я раб, я червь, я бог»…

Источник