Зачем нужен пост
10.10.2014
10535 просмотров
Дарья Косинцева

В свое время меня поразил рецепт вегетарианского борща: сложнейшую схему с применением разных специй венчала... вегетарианская сметана. Да-да, вы не ослышались, сметана. А готовилась она – внимание – перетиранием в ступе смеси орешков и смешиванием ее с каким-то маслом. И все это чтобы изобразить белую сметану, которую можно купить в любом супермаркете. Я мгновенно потеряла уважение к вегетарианству. Отказываться от банальной сметаны, чтобы потом с упорством маньяка изображать ее из орешков... ну это ниже человеческого достоинства. И эти люди еще что-то свысока говорят про мясоедов, так замороченных на своей еде, что не могут отказаться от сосисок? Да одна эта ореховая сметана даст фору любому мясоедскому шеф-повару по части замороченности на еде! «Ореховая сметана» – это все равно, как если бы человек, который борется с неуемной тягой к женщинам... купил себе резиновую женщину.

Явно было то, что духовный смысл веганства – борьба с привязанностью к еде – был напрочь затерт какой-то унылой формальностью, которая в итоге только увеличила количество времени и внимания, посвященного еде. В общем, сторонники ореховой сметаны явно действовали «не по духу, а по букве». Конечно, можно исключить всякую духовность и следовать и «научной» теории веганства, которая рассказывает всякие ужасы про разрушительные ферменты в волокнах замученных куриц. Не вопрос, есть овощи полезно, но в них тоже, знаете ли, много всякого... а, ну да, именно поэтому надо покупать фермерскую еду по интернету или проращивать бобы у себя на подоконнике. В общем, с каждым шагом к здоровью степень замороченности нарастает.

Мне, с моим новоприобретенным христианством, все это показалось ужасно убогим. В конце концов, Христос был равнодушен даже к элементарной гигиене и на вопрос правоверных иудеев, почему не обязательно мыть руки перед едой, высказался в духе «не то, что входит в уста, а то, что выходит из уст, оскверняет человека».

Собственно, именно поэтому сама идея пищевого поста в православии вызывала у меня много вопросов. Мои сомнения поддерживают и прилавки супермаркетов типа «Пригодно для поста», и постные меню в кафешках. Особенно меня поражало, как православные вычитывают на пачке с печеньем, есть ли там яйца. Все эти тонкости «постности» (так же так и тонкости еврейской «кошерности» или мусульманской «халяльности») упорно напоминает мне ту самую «орешковую сметану».

Конечно, в православной среде есть много объяснений тому, зачем надо поститься: например, чтобы стать чище и добрее, чтобы тренировать волю, чтобы взрасти в борьбе со страстями. Но мне тут кинули весьма интересную статью, которая ставит под сомнение эти аргументы очень простым вопросом... а зачем тогда постился Христос? Ему явно не надо было тренировать силу воли или очищаться от нездоровой страсти к пище. Ответ дается очень просто.

«Христос постился не для того, чтобы стать лучше. Христос ничего не ел и не пил, потому что Ему было не до того. Потому что Он выходил на своё служение, самое важное дело в истории мира, и вообще не думал о пище, пока не стал натурально умирать от голода – "напоследок взалкал". И именно таким должен быть идеальный пост – не занудное мелочное насилие над собой, с вычитыванием состава печенюшек и постоянно глотаемой слюной в магазине, а именно временем, когда центр внимания вообще находится в глубине сердца, не в холодильнике. Основа поста – не отказ от чего-то, а сосредоточение на более важном. В то время как, заморачиваясь пищевой стороной поста, мы запираем себя в ловушку, и вместо того, чтобы просто поставить пищу на малозначащее место в жизни, ставим ее в центр. Гурман и человек на диете ищут в пище разное, но проблемы у них одинаковые».

То есть пост – он не зачем, он почему. Потому что есть дела поважнее, чем еда. Поэтому, по идее, самый правильный пост – это просто доедать то, что год лежит в морозилке или распихано по шкафам, а в гостях есть что Бог послал, даже если это печеньки с яйцом в составе. Потому что если вы пойдете в ресторан и там съедите все самое супер-пупер-постное – вы будете гораздо дальше от смысла поста, чем если вы просто перекусите бутером с колбасой между чтением Евангелия и походом в детский дом.

В сущности, любой грех, любая страсть – это не что-то такое суперважное само по себе, это прежде всего – отклонение от пути к Богу. По дефолту мы все «смертию умрем» и попадем в ад (если не уже там находимся), для этого стараться особо не нужно, мы все естественным образом скатываемся в грех: точно так же шар, повинуясь силе тяжести, скатывается в ямку, в самое «низкоэнергетическое» положение. Задача христианина – обрести «жизнь вечную», а для этого нужны крылья, нужно неслабое вдохновение и порыв, отрывающий от этой будничной «силы тяжести». Я думаю, все испытывали в жизни такие состояния, когда забываешь поесть или некогда – и уж наверняка подобное состояние знакомо по ироничной присказке «Интернет, интернет, отпусти в туалет :(». Человеку, который так увлечен чем-то – в нашем случае спасением души, – некогда задуматься о составе печенек, которые он жует на бегу. И вообще... "еда? а, да, что-то ел... не помню что, не помню когда" – вот идеальный пост не по составу, а по смыслу.

Читайте также: Постиссимо - маркетинг во время поста