Будьте как дети: работа и игра
13.06.2017
2501 просмотр
Юрий Беспечанский

Поводом к этой статье стал личный интернет-диалог с одним моим давним знакомым: пастором одной из протестантских церквей. Мы говорили об одной известной личности, лидере крупной протестантской деноминации, который очень много трудился для Бога, а потом резко ушёл в католичество.

Он: Зато я не обманываю... Разве лучше делать вид, что ты с Богом "на ты", а потом "перейти в католичество"? И тут дело не в том, что переход в католичество – плохо. Просто для протестанта-харизмата – это не "очередной духовный этап", а некая оценка тому, что ты делал до этого... Хотя до этого ты "пророчествовал" и всячески выражал свою близость с Творцом. А оказалось, просто играл...Я стараюсь максимально уйти из игры.

Я: Да нет, он не играл, просто искренне работал как вол, для Господа…и почувствовал, что переработал…а сочетание тишины и действия не получалось

Он: РАБОТАТЬ КАК ВОЛ – И ЕСТЬ ИГРА.

Вот эти последние слова друга-пастора из диалога и стали для меня некоторым «инсайтом», удивлением-озарением-откровением-просветлением, толчком к развитию мысли и поводом для этой статьи. В Библии есть знаменитые слова Иисуса Христа: (Матф. 18:1-4)

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не БУДЕТЕ КАК ДЕТИ, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Чем отличаются взрослые от детей? На первый взгляд: дети ИГРАЮТ, а взрослые РАБОТАЮТ. Дети не могут взять ответственности за себя, за них отвечают родители. Но, за исключением случаев родительского «нельзя», дети делают, что хотят, гуляют, где хотят, тратят время, как хотят.

Затем наступает пора «взросления», и, со школьной поры, ребенка приучают делать не «то, что хочу», а «то, что надо»: встраиваться в систему «социальных отношений», получать знания и зарабатывать за них школьные оценки. Школьная система, в лучшем ее варианте, не зарывает в землю таланты и дары ребенка, но должна учить открывать их, чтобы к студенческой скамье выбрать один путь из сотни возможных: выбор профессии. Далее, получая профессиональные знания, студент получает диплом, устраивается на работу. Хороший работник продолжает всю жизнь совершенствовать свои знания, повышать квалификацию и за это зарабатывать себе более достойную зарплату, более солидную должность и т.д.

Взрослый человек принимает «правила игры», существующие в данном обществе, и находит в этой взрослой игре свою «нишу»: баланс того, что можешь и хочешь ты, и того, что востребовано на рынке потребностей мира. Это и есть ответственность взрослого ответственного человека за свою жизнь и жизнь своих близких.

Что «не так» в этой логике? Наверное, что-то не так, коль скоро Христос утверждает что-то противоположное. Наш Господь – мастер парадоксов. Его ответы на вопросы всегда чуть дальше, чем сами вопросы. В отрывке Матф. 18:1-4 ученики задают Ему прямой вопрос: «кто больше». Он отвечает: «тот, кто меньше», подобно детям.

Отсюда первый вывод: во взрослом мире люди сравнивают себя друг с другом – кто лучше, кто умнее, кто круче, кто сильнее, кто успешнее. Если честно, реальные дети тоже сравнивают: вспомните свои школьные годы. Просто дети это делают прямо, грубо и открыто, а взрослые – в рамках «социальных норм». Когда же эти нормы рушатся, начинаются военные конфликты: от детско-подростковой жестокости взрослых дядей страдают страны и народы.

Отсюда второй вывод: Христос призывает смотреть вовсе НЕ НА РЕАЛЬНЫХ детей, а что-то взять «детское» во взрослую христианскую жизнь. Что же можно и нужно нам взять?

Первое и очевидное из слов Христа: никогда не нужно сравнивать себя ни с кем, не нужно завидовать ни черной, ни белой завистью. Ты – не больше и не меньше кого-то, ты уникальный человек на своем уникальном месте. Вот это что-то еще важное из «детства»: чувство своей уникальности, неповторимости и чувство уникальности мира пред тобой. Ты ничего и никому не обязан; ты просто живешь и «играючи», в увлекательной игре открываешь мир вокруг себя.

Второе и тоже очевидное из отрывка: «кто УМАЛИТСЯ, как дитя». Чувство, что «я – маленький», – чем оно полезно? Во-первых, все больше меня! А значит, все хорошие, у всех есть чему учиться, все меня по-хорошему удивляют: интересная жизненная позиция? В-вторых, вообще мир вокруг меня не перестает удивлять: он такой большой, а я такой маленький. Всегда есть возможность удивляться и открывать новые грани… В этом же диалоге тот же мой знакомый пастор заметил:

«Кто-то всё уже знает в христианстве, а у меня наоборот: с каждым годом понимаю, что вообще ничего не знаю…но это незнание почему-то радует».

Что-то еще про детей. Психологи утверждают, что часто от 2 до 5 лет ребенок интеллектуально вырастает больше, чем за всю последующую жизнь. Почему? Потому что он максимально открыт всему миру, максимально выражает сущность человека! Еще немецкий философ Мартин Хайдеггер писал, что главное в человеке – это расширять свой внутренний мир до размеров всей Вселенной… Потом у многих взрослых эта способность закрывается: социальное окружение требует, а человек соглашается быть втиснутым в узкую «коробочку»: профессиональную, интеллектуальную, религиозную.

И вот здесь – самое интересное и самое «христианское». Быть как дети – это означает максимально зависеть от Отца, в данном случае от Небесного Отца. Как это реализуется на практике? Кто-то из атеистов скажет: это значит быть ущербным, «нищим духом», снимать с себя всю ответственность, мол, «на всё воля Божия». Но это – совсем не христианство.

Где находится наш Отец и как возможно зависеть от Него? Он находится ВЕЗДЕ, вездесущ; а значит, было бы очень интересно и обнаружить Его везде, во всем, во всех людях, встречах, событиях. Если Он – Отец, то нет НИЧЕГО в моей жизни, что происходило бы без Его участия. Не всё происходит так, как заложено в Его идее о моей жизни: только потому, что я не всегда слышу Его голос, не всегда вижу Его глаза, не всегда чувствую Его руку, не всегда сотрудничаю с Ним, а часто иду ровно наоборот Его направлению для меня… Но даже если я иду против, Он всё равно не оставляет попыток участвовать и быть рядом со мной, потому что любит меня… В этом плане моя «независимость» и моя пресловутая автономия и «свобода», когда я САМ определяю свои цели, сам их осуществляю, ведет меня к УЗОСТИ МЫШЛЕНИЯ! Я лишаю себя горизонта видения и вселенской широты сознания, потому что в погоне за осуществлением узко-практических целей я становлюсь «сектантом»: профессиональным, интеллектуальным, душевным, религиозным. Как та самая Марфа, которая «заботилась о многом».

Когда же я РЕАЛЬНО доверяю Ему и, как Мария, делаю приоритетом номер один «сидеть у ног Господа», мой горизонт бесконечно расширяется. Это не значит, что я становлюсь безответственным бездельником. Но я хочу Его слышать: в Библии, в Церкви, в семье, в работе, на прогулке, в любой книге, которую читаю, в любом человеке, с которым общаюсь. И тогда Он меня ведет, мягко корректируя мои планы… и я могу прийти туда, куда я даже не мечтал попасть; потому что мои мечты «трехмерны», а Его мир и любовь многомерны.

Жизнь – это увлекательная детская игра человека-ребенка с Отцом-Богом! Жизнь – это увлекательное путешествие человека-ребенка по миру, ведомое Творцом и человека и мира! И если так относиться к жизни, то ничто тебя не уничтожит, ничто не сломает, ничто не убьет, хотя и может ранить… потому что всё равно ты в Его руках…