Гуру и бабы
16.04.2014
5430 просмотров
Дарья Косинцева

Современные гуру-эзотерики отличаются от старомодных святых несколькими пунктиками:

1) любовь к бабам (или страстные мечты о бабах, если гуру так и не обрел популярность), которая теоретически подкрепляется кармическими токами, обменом энергией и освобождением естественного человека;

2) страсть к теоретическим построениям и лихая уверенность в том, что формулу человеческого счастья можно до миллиграмма описать в таблицах и схемах;

3) каковы бы ни были теоретические построения, на практике последователи приобретают психологические травмы, разочаровываются и депрессируют, а гуру ведет далекий от просветления образ жизни, включающий, помимо баб, наркотики, дорогие машины и другие атрибуты успеха (либо унылую работу, несчастную жену и алкоголизм, если гуру не повезло).

Вот, например, муж читает очередную книжицу про то, как обрести счастье. Первые полторы страницы мне интересно. Потом я натыкаюсь на п. 1 – нечто о сексуальной потребности, которая должна быть разнообразно реализована, – и сразу охладеваю. Потом из ценных первых полутора страниц начинается рассасываться какая-то запутанная терминология с претензией на наукообразность и многостраничные схемы. То есть неизбежно накатывает п. 2. Я отворачиваюсь и включаю плеер. Через пару дней узнаю, что муж тоже забросил книжку: посмотрел в интернете последние фотки автора с подписью «Вот что со мной сделали бухло и бабы». То есть пункт 3 тоже неизбежно накатил.

Конечно, все эти черты могут быть выражены в разной степени. Например, секс может быть центральной частью теории или упоминаться только вскользь – как у Ошо, например. Но на поверку оказывается, что для реальной жизни последователей гуру «раскрепощение половой жизни» становится чуть ли ни единственным практическим результатом: люди активно «отрабатывают карму с женщинами» и обмениваются энергиями – если повезет. А если нет – то от эйфории счастья быстро скатываются в депрессняк и становятся любимыми клиентами психотерапевтов. Однозначно в личной жизни выигрывает только сам гуру, который активно обменивается энергиями со своими поклонницами, частенько открывая им светлый путь все туда же – в кабинет психотерапевта. В общем, «по плодам их узнаете их».

Все это, конечно, вовсе не делает эзотерические сочинения полностью бесполезными. А совсем вредными они становятся только в одном случае – если человек от первой до последней странички принимает их за инструкцию по спасению, а самого гуру – за Спасителя. Мне, с четкой христианской позицией, тот же Ошо очень нравится – но только до определенного момента. Я мгновенно отфильтровываю при чтении все антихристианское. А Ошо, конечно, антихристианин, потому что носители Новой Истины как раз не терпят конкурентов в виде унылых традиционных религий, закрепощающих человека. Они как раз претендуют на Абсолют. Наверно, отсюда у многих эзотериков в книжках так много схем и таблиц: в отличие от христианских авторов они уверены, что способны выразить невыразимое и донести божественный свет до потребителя, не потеряв ни фотона.

И потребитель верит в эту формулу счастья. И это именно "потребитель". Я думаю, что формула успеха эзотерических сочинений именно в потребительском подходе: несмотря на то, что все они заявляют о внутреннем перерождении, по сути все они про то «как похудеть без диеты и спорта». То есть как чувствовать себя по-другому, не став внутренне другим и не особо изменив своим привычкам. Эффект, наверно, наступает, но кратковременный – как от алкоголя. Эзотерика – это и есть такой «духовный наркотик», который вызывает у заигравшихся неприятное похмелье.

Это не значит, что надо каждый раз креститься, проходя в книжном мимо полки с эзотерикой на пути к христианской литературе. В конце концов, все не так просто: похожий гуру-тип случается и среди тех, кто называет себя христианами. Отделить мух от котлет во всех рассуждениях позволяет хорошо настроенный внутренний фильтр, который не дает с потрохами отдаться очередному харизматическому гуру, носителю истины и света. Для меня этот фильтр – Евангелие.