Инстинкты и свобода
27.02.2014
3832 просмотра
Дарья Косинцева

Знание твердит нам, что есть причина и есть следствие. Есть обстоятельства и жертвы обстоятельств. Человек – это просто совокупность инстинктов и каких-то культурных кодов, которые ему навязывает общество. Душа – это все ерунда. Человек – только следствие причин, робот эволюции и культуры. Он предсказуем, как камень, который бросили по определенной траектории. Тысячу раз в прошлом он летел по этой траектории и в тысячу первый полетит туда же.

С точки зрения веры все иначе. С точки зрения веры в тысячу первый раз камень может полететь назад или вообще начать парить в воздухе. В этом смысл чуда. Знание черпает из прошлого, делая логичные выводы из того, что было тысячу раз. Вера – черпает из будущего, из того, чего еще никогда не было. Вера – это та же причинно-следственная связь, перевернутая во времени. Причина – в будущем, а следствие – сейчас. Вера – это логика целей в будущем, а не причин в прошлом.

У человека есть тысяча причин для того, чтобы лететь по заданной траектории, находя для этого вполне разумные доводы – инстинкты, обстоятельства, «так устроен мир». И только одна причина для того, чтобы изменить все, – вера.

Владимир Соловьев писал об этом так: «В том-то и все значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро - в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».