Христианская психология
23.02.2015
3470 просмотров
Автор: Дима Дюк, редактор: Дарья Жданова-Косинцева

По моему личному глубокому убеждению, отчасти выстраданному суровой практикой, психология на много-много-много процентов – чушь собачья. Каждая психологическая школа касается локальных аспектов психики и создавалась если не от скуки, то под какую-то конкретную цель. Но, во-первых, каждому этого не объяснишь, а во-вторых, и того, что есть, может быть достаточно.

Психология действительно создавалась как наука, занимающаяся пониманием человека. До этого, объясняли нам в университете, этим вопросом занималась философия. То, что этим занимались все великие сакральные тексты мира, как-то умалчивалось – будто бы наши преподаватели и не слышали о том, как начал в них копаться Юнг, а продолжили все остальные.

Какая первая ассоциация большинства людей при слове "психология"? Вроде как психология – это такая попытка проникнуть в сознание другого человека (а почему б и не себя?), которая при достаточных навыках позволит управлять этим человеком (собой). В первом случае мы будем иметь дело с открытой манипуляцией, во втором – с бесчисленными тренингами, техниками и методиками работы над собой.
Что из этого хуже, это еще вопрос.

Психология есть знание, один из способов познания человека. А человек, несомненно, есть величайшая ценность в этом мире, поскольку мы и есть люди, и нет для нас ничего важнее, чем любовь другого человека. Каким бы Шопенгауэром ты ни уродился. 
Соответственно, понятен первый же порыв, первое "А что, если...", когда тебе в руки попадает такое знание. Сейчас не важно, точное или не очень. Важно то, что мы хотим сделать, когда на нас свалилась связка универсальных отмычек от богатейших сокровищниц мира. И важно то, как мы этому желанию противостоим.

Представим себе пикап-мастера, свидетеля Иеговы, менеджера банка по кредитам. Вот он к вам подходит, обязательно с правильной стороны, правильно улыбается и предельно правильно говорит. Предположим, вам лень, и вы даже что-то ему ответили, чтоб отвязался; но его учили таким психологиям, что даже "пошел к черту" можно обратить себе на пользу: тебя заметили, действуй. Теперь он от вас не отстанет, и его попытки навязать свое будут с каждой секундой все более жалкими. Вам-то все равно, вы точно знаете, что не купитесь на эту хрень, он рано или поздно отстанет. Непроверенное знание, неумело примененное, в основном способно принести вред только его применителю. Он разочаруется или в себе, или в знании, или в людях, что бывает кстати говоря ужасающе часто. 

А теперь представим себе, что некто управляет компанией, начитавшись различных интересных психологий. Или некто создал семью, и старается жить в соответствии с книгами, в которых про жизнь. Всех книг он не прочтет, анализа всех доступных психологических школ тоже проводить не будет. Что он будет использовать? То, что ему нравится. Это пугающее слово означает, что сейчас речь пойдет о том, что правильно, потому что приятно. То есть разговора не получится, потому что приятно - это вообще не то, чему следует слепо доверять. "Приятно" – это повод насторожиться и собраться, быть внимательным к тому, что вызывает это приятно. Наличие остальных школ и учений, существующих даже в том же направлении, благополучно скрывается из сознания.

И ладно бы с ней с компанией, если она развалится от нелепого управления. Ладно, если люди страдают, сидя не на своих местах в разрываемом склоками коллективе, это как-то можно пережить, уйти, вправить мозги начальнику, на крайняк. 

Проблемы, которые могут возникнуть у двух людей в отношениях, когда одна или обе стороны задурили себе головы, могут быть на порядок серьезнее. Что и говорить о новом и ни в чем не повинном члене семьи, который приходит в свет, не читав психологий, и искренне доверяющий тем, кто его произвёл на свет?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», писал Толстой. «Легко упасть; падают под многими углами, стоят — только под одним», вторит ему Честертон. Что они имеют в виду, и зачем я пишу об этом, ведь испортить себе жизнь успешно могут и необразованные люди? А дело в том, что читаешь ты книжки про правильную жизнь, или не читаешь, всё, что там скажут, и все, что ты можешь получить как наследуемые схемы поведения своих родителей - ВСЁ можно пропустить только лишь через один фильтр. Это – Евангелие. 

Может ли психология быть христианской? Да. А какая? Да, в общем-то любая. Даже изобретенная атеистом и противником Церкви. 

Почти любая светская психология может стать как вода, сделавшаяся вином по указанию Христа. "Что скажет Он вам, то и делайте" (Ин. 2:5). Достаточно при этом не забывать об учении Христа. Христианство, как земная сторона учения о Христе, может стать «фильтром» для психологи: важно понимать, что в основе любой психологии лежит свое понимание человека, которое может быть отличным от христианского, и фильтровать содержимое. Не стоит воспринимать психологию как «точную науку», так что если она где-то противоречит Евангелию – то значит забывает про Евангелие. Недаром Евангелия называют самой совершенной антропологией и говорят, что они написаны больше о человеке, чем о Боге. 

То есть, получается, что даже Дейла Карнеги, Ошо и Фрейда можно употребить на пользу? Конечно. Как я уже сказал, в любом психологическом «учении» есть куча чуши. Но есть и крупицы золота. В свете Евангелия эти крупицы отлично видны. В Евангелие чуши нет, поэтому если поставить его рядом с любой «психологией» в качестве эталона, то можно найти вещи, отлично иллюстрирующие и раскрывающие евангельские принципы. Это если поставить Евангелие, а не уже упомянутое «нравится, приятно» – проявление нашей себялюбивой воли. В Евангелие как раз частенько встречаются неприятные для нас истины.

Именно благодаря нашей себялюбивой гордыне мы даже Евангелие толком понять не можем, даже предельно простую Нагорную проповедь, на которой не было сказано ничего нового для человечества. Христос вечно предлагает нам от чего-то отказываться, что мы считаем своим, поэтому нам выгодно считать все это россказнями. Евангелие противоречиво, противоречивы и остальные части Писания - но только для того, кто не имеет руководством своим главную заповедь - заповеди любви. Главное - переместить центр Вселенной с тебя на Бога и ближнего. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) говорит нам Христос. Они как раз первоклассный психолог и не строит себе иллюзий: Он отлично знает, что мы себя и так любим больше всего на свете. Пора двигаться дальше.

Такова общая картина столкновения христианства как жизни и психологии как одного из способов понимать человека. Следующий пост хотелось бы посвятить конкретике, поэтому – задавайте вопросы, и мы решим, о чем писать дальше. С вами был практикующий психолог, которого угораздило пойти по пути христианства.