«На том стою и не могу иначе», или Ключи к счастью
09.10.2017
269 просмотров
Юрий Беспечанский

Слова, вынесенные в заголовок статьи, произнес немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер 17 апреля 1521 года в немецком рейхстаге, защищая свою веру перед лицом императора, а также других светских и духовных начальников, и отказавшись отрекаться от своей веры.

Но сегодня мы поговорим не о Лютере, а только об одной его знаменитой фразе, произнесенной в тот день: «на том стою и не могу иначе». С тех пор прошло почти 500 лет, у каждого из нас своя история, совсем не похожая на историю Лютера. Однако вдруг мне подумалось, что в этих словах, в принципе, который за ними стоит, заключен важнейший ключ к тому, что люди обычно называют «счастьем». Рассмотрим этот прицип на примере трёх сфер нашей жизни.

1) ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

«Все работы хороши, выбирай на вкус», – писал когда-то детям Маяковский. Хорошо, когда то, чем ты занимаешься, востребовано в обществе и приносит хороший доход. Еще лучше, когда работа «по душе», но при этом хорошо оплачивается.

Есть много возможных вариантов работы или карьеры, которые нравятся, которые приятны и полезны. Но в случае неудачного поворота обстоятельств – снижения дохода или востребованности – их можно и нужно заменить другими. Но, можно ли назвать то дело, которое «по душе», призванием? Призвание – это, скорее, не то, чего я хочу делать. Это – то, что я не могу не делать; без чего я не представляю своей жизни. С одной стороны, я свободен в выборе. Но, если я «призван» (кем: самим собой? внутренним голосом? Богом?) к чему-то, то я уже как бы не свободен. Вот как об этом писал кинорежиссер Андрей Тарковский: «Подлинный художник, а более того – гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода».

Само собой разумеется, что путь призвания далеко не всегда устлан лаврами и полит елеем. На нём много терний, проблем, поисков и непонимания окружающих. Но, всё-таки, это – счастье; счастье гармонии мыслей, слов и поступков; счастье самоосуществления и саморазвития, восторг того, как будто всемогущий Бог продолжает через маленького тебя Своё творение… «На том стою и не могу иначе». Как найти призвание? Наверное, надо искать.

Тут вот еще что вспомнилось. Призвание и путь редко слетает в готовом виде прямо с неба. Обычно оно возникает и реализуется через набор как бы случайных событий, встреч, дел, разговоров. Но важно, КАК мы реагируем на эти, якобы, случайности. Австрийский психолог Виктор Франкл однажды сказал парадоксальную вещь: в каждой ситуации есть только ОДИН правильный выбор – тот выбор, который вводит нас в наше призвание, в нашу судьбу.

2) ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ

Я не верю, что где-то существуют «идеальные» половинки, специально «заточенные» под нас и для нас. Достаточно пожить неделю рядом с идеальным человеком, чтобы разочароваться в его идеальности. Человек – это проблема (как говорил сталинский нарком Берия). Любой человек. Но: проблема проблеме рознь.

Я верю, что идеальная ситуация здесь вот какая: когда решающую роль здесь играют не горячие «чувства», которые могут быть больше или меньше, приходить, уходить или возвращаться; и не доводы разума о «подходящем человеке», которые всегда ограничены. Но – когда ты понимаешь, частично на опыте, а частично «шестым чувством», что это – «твой» человек. Что этот человек, со всей его подноготной, – единственен и несравним ни с кем другим. Хотя ты не можешь предсказать и представить, что вас может ждать в жизни: доброе или худое, радостное или печальное.

В этом случае, верность сделанному выбору вообще не является проблемой. Скорее – это даже не выбор, а почти отсутствие выбора, невозможность ни при каких обстоятельствах сделать иной выбор… «На том стою и не могу иначе».

3) ВЫБОР ВЕРЫ

Что я имею в виду под «верой»? Даже применительно к двум предыдущим ситуациям: некая уверенность, что я не сам придумываю своё «призвание»: что я КЕМ-ТО или ЧЕМ-ТО призван, что выше или больше меня. Или же, что я не совсем сам выдумываю себе любовь или влюбленность, но, хотя и не без участия моей воли, всё же какой-то «голос свыше» меня зовёт или вдохновляет.

Короче говоря, под верой я разумею то, что философы называют связью с трансцендентным, связью с тем, что выше и больше меня, что я не могу охватить единым взором и познать разумом: со всей Вселенной, с миром, с Богом.

Иначе говоря, я должен быть уверен, что несмотря на всю проблематичность мироздания, в нем есть какая-то личность или сила, которая стоит на моей стороне, ведет, направляет и вдохновляет меня… Что я глобально НЕ ОДИН в этом мире, даже когда я один.

Я верю, что вера – это путь, это творческое развитие: такое же, как в призвании или в отношениях с близким человеком. С этой точки зрения, с одной стороны, вера у каждого индивидуальна, поскольку нет двух похожих путей у двух людей. Но, с другой стороны, это путь «куда-то», путь к правде, путь от состояния слепоты к состоянию всё большей ясности и прозрачности, а не наоборот. И эта Правда должна как-то соединять людей, быть Единой: иначе люди никогда не смогут и не смогли бы понять друг друга.

Под выбором веры я понимаю не только выбор «правильной» религии или религиозной конфессии. Это тоже важно. Однако, как пел Высоцкий, «не всё, то что в церкви, – от Бога». Поэтому выбор веры так же должен сопровождаться постоянным поиском правды, всё большим «прояснением» ее образа в нашей жизни.

Принцип «на том стою и не могу иначе» делает нашу жизнь ясной и твёрдой. Реальные внутренние проблемы приносят нам компромиссы с самим собой; когда мы соглашаемся на тот выбор, который нам навязывают обстоятельства, жертвуя внутренней твердостью убеждений…Или когда мы не имеем в жизни убеждений, на которых могли бы твердо стоять.