Не фарисеи и не язычники
27.02.2014
6506 просмотров
Дарья Косинцева

То, что отличает друг от друга христианские конфессии, – это либо фарисейство, либо язычество. В существе своем католики, протестанты и православные одинаково хорошо знают Бога. Я никогда не поверю, что Бог, Которого видел протестант, отличается от Бога, Которого видел православный. Вера у них одна. Так откуда же идет разделение? То разделение, которое порождало ужасные религиозные войны и которое заставляет стороннего наблюдателя резонно спрашивать: что же у вас за ВЕРА, в которой кроется такая вражда?

Я думаю, что разделение кроется не в вере. Вера, то есть прикосновение человека к Богу, наоборот, толкает людей общаться с другими, делиться искрами чуда, которые им удалось увидеть: так и образуется Церковь. А что разное у разных конфессий? Догматы и традиции. С виду (для стороннего наблюдателя) именно то и другое является сущностью веры – и весьма, надо сказать, малопривлекательной сущностью: какая-то странная субкультура с неясным языком и никому не нужными ограничениями. За традицией и догматами люди не видят веры – и понятно, если то и другое разделяет самих христиан, которые забывают, что вера на самом деле лежит не в правилах поведения и не в религиозных традициях. Вера – это прямой опыт общения с Богом.

Догматы – это то, что Иисус называет книжничеством и фарисейством. Сам Иисус не дает никаких догматов, Он дает только заповеди – прямые руководства к действиям – и на них акцентирует все внимание. Эти действия надо совершать с понятной целью – спастись и обрести вечную благодать. Если бы Иисус узрел тома теоретизирования на тему собственной сущности, Он бы произнес однозначный приговор: «Горе вам, книжники и фарисеи».

Второе, что отделяет друг от друга христианские конфессии, – это традиции богопочитания, то есть то субкультурное напыление, которое вообще не затрагивает сущности веры. Формы богопочитания абсолютно несущественны. Перенос внимания на форму, на обряд – это и есть создание того самого кумира. Главная форма бого-служения, заповеданная в Евангелии, – соблюдение заповедей. Любишь Бога? Докажи!

На чем строится Церковь? Все авторы как один твердят: на взаимной любви! Чтобы объединиться в единую христианскую Церковь, нужен был бы огромный заряд взаимной любви. Нужно огромное усилие по отказу от себя, от своего эго, частью которого является и религиозная идентичность: надо разлюбить свое и полюбить чужое, осудить свое и простить ближнего, признать свои ошибки и приуменьшить ошибки ближнего, признать свою вину и извинить вину другого. Это вам не обряд унифицировать – это требует целого моря любви и веры. Но мне кажется, что пока даже на это у христиан не хватает любви, не стоит надеяться, что удастся согреть любовью людей внешних и привлечь людей из нехристианского мира к христианству. Потому что люди хотят любви и веры, а не древних текстов, обрядов и традиций.

Христиан невозможно объединить в одну Церковь никакими экуменическими движениями, которые являются просто таким же книжничеством и теоретизированием. Христиан объединяет только христианская жизнь. Потому что Бог – это не теория и не традиция, это не набор правил и не изображение на иконе, Бог – это жизнь, наша видимая обычная жизнь и одновременно жизнь вечная.

Я думаю, что та загадочная Церковь, которая есть "тело Христово" (а не "теория Христова" или "традиция Христова"), – это и есть те люди, которые в свою собственную жизнь (читай – в свое тело) стараются воплотить (! «в плоть» = в тело) христианские заповеди. И между ними разделение невозможно.