Слушай (Апология кризиса, часть 3)
19.06.2017
2030 просмотров
Игорь Лужецкий

Начало темы тут.
Продолжение темы тут.

Я полагал, что вторая часть «Апологии кризиса» окажется последней. Та, которая про развитие. Но оказалось, что я подвел вас к одному важному моменту и бросил – о чем некоторые из вас мне не так давно сказали, спасибо им.

Итак, в прошлый раз мы остановились на теме развития, но именно остановились. То есть вопрос о том, что такое развитие, был раскрыт, но не был раскрыт вопрос о том, как это делается.

И вот здесь я оказался в очень щекотливой ситуации: с одной стороны, стоит рассказать, что я думаю по этому поводу (раз спросили), а с другой стороны, я не хочу давать никому никаких советов. Во-первых, это некомпетентно (я вам не духовник и не психоаналитик), во-вторых, личные советы в рамках лекции – жуткий непрофессионализм. И третье, которое самое главное: я очень, очень сильно не хочу кормить вас хлебом разнообразных коучей и прочих тренеров личностного роста. Хлеб этот смешан с уксусом и желчью.

Я расскажу, что я думаю на тему того, как развивать себя, объясню, почему я так думаю, но я вам ничего не советую. Это очень частное мнение.

Опираться я буду на два весьма коротких текста из Писания (к которому, повторяю, вы можете относиться как вам угодно): на первую из полученных Моисеем заповедей и на притчу о талантах.

Как мне кажется, вопрос о развитии можно разделить на два. Первый – что именно в себе развивать, чтобы развить и создать именно себя, а второй – как и какие усилия прилагать после того, как выбор направления сделан. Второй вопрос мне видится достаточно несложным. По этой причине остановлюсь на первом.

Итак, как я вижу проблему? Есть некий человек; допустим, что этот человек молодой, допустим, вы. Перед вами постоянно изменяющийся мир, куча времени впереди и масса вариантов выбора. Как определиться?

И вот тут можно вспомнить притчу о талантах. Некий человек отправился в неведомые дали, а хозяйство оставил на нескольких слуг. И роздал им денег. (Да, талант изначально – это очень большой и тяжелый слиток драгметалла.) Каждому по способностям: одному десять, другому пять, третьему один. Вернулся через некоторое время и спросил за гешефт. Самый способный путем хитрых махинаций обратил десять талантов в двадцать, второй тем же образом пять – в десять. Хозяин доволен, награждает их всячески и спрашивает третьего: мол, деньги где. А третий достал талант из земли и сказал, что боялся потерять все полимеры и не сделал ровным счетом ничего. А талант – да вот он, что золоту в земле будет. Хозяин осерчал страшно, велел лентяя покарать, а его талант отдать тому, кто обратил десять в двадцать.

Теперь давайте разбирать. Что такое талант в контексте данной притчи? Безусловно, это некая способность, которая требует своего развития. Но есть одно «но». Талант – это страшно неудобная штука. Это огромный слиток в виде шкуры крупного животного. Иначе говоря, продукт стратегический. И использовать его можно только весь сразу. Талант не терпит полумер. Именно по этой причине (как мне кажется) в тексте притчи фигурирует именно талант, а не сундук золота. Сундук золота – это неинтересно. Его можно как потратить сразу, так и спустить в сто десять ручьев и ручейков. То есть притча о таланте – это притча о стратегическом выборе. В принципе, притча очень про вас. У вас куча способностей и масса времени.

Слуги в притче обращали золото в много золота не себе на пользу, но своему господину. Господин же в притче – это Господь. И в рамках именно христианской мысли можно сказать следующее: человек должен понять, что является его талантом, и смочь употребить его на благо тому, кто этот талант дал, то есть Всевышнему. Остановлюсь на этих словах – «смочь употребить». Как вы помните, слуги не просто взяли и обратили десять в двадцать, – это потребовало массы трудов. И на это я обращаю ваше пристальное внимание. Дорогу своему таланту необходимо пробивать, она не прокладывается сама собой.

Но при чем здесь вы? Мы сейчас не находимся в христианской ойкумене, и вы не шибко поражаете меня своей ортодоксальностью и религиозным фундаментализмом. Какое отношение эта притча имеет к вам? Можно, конечно, вывернуться и сказать, что Бог – это красивая метафора, и Он заменяем на ближних и общество, и вы должны думать и жить таким образом, чтобы употребить свои способности на благо человечеству. Но, во-первых, Бог ничем и никогда не заменяем, во-вторых, Он не метафора. И в-третьих, вам же важно разобраться с собой в первую очередь, а отсылки к ближним для вас не аргумент.

И вот тут нам поможет второй текст. Как начинается первая заповедь? «Слушай, Израиль!» Именно «слушай». Что особенного в этом слове? Давайте реконструируем какой-нибудь школьный урок. Вот входит учитель и говорит вам: «Слушайте!» Что он делает? Он привлекает внимание к себе и, параллельно, к своим словам. Плюс это речь из властной позиции, означающей не только «смотри на меня и понимай», но «исполняй». Кроме того, невозможно слушать, не видя (в широком смысле слова) собеседника. То есть для того, чтобы кого-то слушать, необходимо представлять себе его личность. Важно не только что сказано, но еще и кем сказано. И второе зачастую намного важнее первого. Иначе говоря, для того чтобы представлять себе, куда и как употребить таланты, нужно хорошо представлять личность господина.

Я это к чему? Зачем я вам, в массе своей неверующим (или, по крайней мере, не христианам), рассказал эти два элемента Писания?

Во-первых, чтобы проиллюстрировать мысль о таланте как о выборе пути, выборе стратегического направления развития.

А во-вторых… Во-вторых, всё сложнее. Ладно, вы не верите в Бога и не хотите Его слушать. Но кого-то вы все равно слушаете. Общество, которое вам говорит, что экспириенс надо вкачивать в здоровье, а не в ману; себя, который говорит обратное; другого себя, который говорит нечто совсем иное. И перед тем как решиться, кого именно слушать и куда именно отдать свой талант (и какой из десяти, они же не одинаковы), необходимо произвести очень важную, но сложную процедуру. Стоит представить себе говорящего и понять, что именно он от вас хочет. Точнее, которого из вас он хочет. Какого вас он хочет видеть.

Разверну мысль. Если мы говорим о развитии, то нынешние вы – это заготовки (или, если угодно, ростки) вас следующих. И эти идеальные вы (которых вы изобразили себе или так или иначе представляете) вам говорят: делай то или иное. Прекрасная балерина, которую маленькая девочка нарисовала себе как свой идеал, тоталитарно управляет ее настоящим из будущего, заставляя делать много разного.

Так вот, я предлагаю вам мысленный эксперимент (но при этом ничего не советую): представьте себе того или тех идеальных Я, которые требуют их слушать. Попробуйте увидеть их как настоящих, рассмотреть и понять: а они вам вообще нравятся? Вы хотите, чтобы эти личности через некоторое время ожили вашими усилиями? Не факт, что все они будут вам приятны и вы их полюбите.

Еще раз: это очень частное мнение. Притом в регистре ответа на вопрос, а не длинной лекции.