Удивляйтесь! И удивляйте
28.08.2017
632 просмотра
Найдено в Интернетах

Протоиерей Сергей Лепин – о том, как одному римскому военному удалось удивить Самого Бога.

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8:5–13).

К Иисусу подходит: а) язычник, б) офицер армии поработителя — и просит Его о своем слуге — вероятно, язычнике и, необходимо, пособнике и коллаборационисте.

Евреям не кошерно бывать в домах язычников, о чем и говорит Мишна: «Жилые помещения гоев нечисты» (Ohaloth, 18:7), ну а сюсюкаться с недругом не кошерно уже не только евреям (обойдемся без цитат).

Враг просит о враге, казалось бы. Нечисть — за нечисть. Но Христос под шиканье и цыканье местных экспертов в области филантропии всё же заявляет о намерении посетить сотника и исцелить его слугу. Это — не Его война, и оба народа здесь на одном пятачке земли находятся промыслительно: словно для того, чтобы Христу не воплощаться дважды и не ходить к ним по отдельности. «Спасение от Иудеев» (Ин. 4:22), аминь, но Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим. 1:16). Первые (евреи) его получили непосредственно через Христа, Который и пришел к погибшим овцам Дома Израилева (см.: Мф. 15:24), а вторые (язычники) — опосредованно, в том числе и через разного рода слухи среди евреев о Христе. Блаженный Августин видит в истории сотника исполнение слов Псалтири: «Народ, которого я не знал, служит мне» (Пс. 17:44). Каким же образом, если он не знал? «По одному слуху о мне повинуются мне» (Пс. 17:45).

И в разбираемом нами фрагменте Писания мы видим продолжение темы противления законников Христу, Который, согласно их обвинениям, был «другом мытарям и грешникам» (см.: Лк. 7:34) — т.е. постоянно замечаемым в порочащих отношениях.

Вполне возможно, тонко чувствуя ситуацию, сотник деликатно проявляет не только свою веру, но и свое смирение: вместо того чтобы показать язык фарисеям и демонстративно в обнимку уйти со Христом, он просит сотворить чудо дистанционно.

Впрочем, это не способствует умиротворению ситуации, поскольку Сам Господь, «переходя в контрнаступление», использует ее для того, чтобы обличить иудеев, сравнив веру всего Израиля с верой сего презираемого ими язычника — с сухим счетом в пользу последнего.

Сотнику удалось невозможное: удивить Самого Господа. Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при встрече с неожиданным. Это реакция на непредвиденное отклонение от того, что считается ожидаемой нормой. Но разве есть что для нашего Господа непредвиденное?

Когда родители общаются со своим малышом, то их мимика часто гипертрофирована, а интонации неестественны: родители подчеркнуто улыбаются, подсказывая детям «место» для улыбки, они смеются, пытаясь рассмешить их. И далеко не факт, что в условный момент времени улыбка и смех самих родителей реально соответствуют эмоциональному уровню их личного восприятия сказочки про белого бычка.

Так и здесь: Господь учит нас удивляться (прямо в контексте — Его же учению о спасении). Удивление — начало не только философии, но и богословия. Богословие умирает вместе с всезнайством, а умирает богословие — умирает всё. Кроме любви, если она есть, разумеется: «What Is Dead May Never Die».


Источник.