Библейский портрет супружества
27.11.2017
8228 просмотров
Юрий Беспечанский

Европейская культура уже давно переживает эпоху «распада традиционных семейных ценностей». Социальные роли мужчины и женщины перемешиваются. Если в Советском Союзе делался упор на то, что и мужчина, и женщина – это прежде всего работники на производстве, а семья должна быть на втором плане, то в западной культуре акцент ставится на индивидуальные особенности и потребности каждого человека, независимо от пола.

На этом фоне следующие слова Библии содержат в себе вызов для многих: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Возможно, для некоторых женщин эти слова звучат и привлекательно: в мире хаоса и разброда женщине может быть приятно, когда она повинуется мужу как господину, когда она находится под крепкой и твердой рукой ответственного человека.

Но это если «господин» мудрый, добрый и хороший… А что делать, если муж сам весь в проблемах и грехах, но требует от жены беспрекословного подчинения? Более того, самый сложный случай – когда «проблемный» муж требует себе подчинения именем учения своей консервативной религиозной конфессии – или даже именем Библии… Весь упомянутый стих Послания к Колоссянам говорит вроде бы ясно: повинуйся и не задавай вопросов. Как будто женщина должна пожертвовать своей личностью, утратить ее в угоду желаниям мужа, по воле Бога и Библии.

Уверен, для некоторых женщин такое «домостроевское» понимание супружества является одним из главных предубеждений против христианства вообще.

Друзья, сегодня у меня есть интересный ответ. Притом ответ не мой личный, а прямо из Библии. Библия еще никогда меня не подводила, я на опыте жизни верю в полную богодухновенность каждого слова и каждой буквы Библии… но!.. в оригинальном ее тексте. Поэтому давайте исследуем известный отрывок Кол. 3:18-22 в русском и греческом вариантах:

18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

Итак, перед нами три вида человеческих отношений: мужья – жёны, родители – дети, господа – рабы (на современном языке начальники – подчиненные). И на первый взгляд, судя по отрывку, большой разницы в этих трех типах отношений нет: везде важна иерархия и подчинение.

Однако в греческом тексте есть существенная разница: в отношениях родителей – детей и начальников – подчиненных употреблено слово «гипакуо», а в отношениях мужей и жен – слово «гипотассо».

Слово «гипакуо» имеет приставку подчинения «гипо» и корень «акуо», известный нам по термину «акустика», и дословно означает «быть в послушании». То есть главное в отношении подчиненных к начальникам на работе или детей к родителям – это быть послушными, то есть слушать, что от них просят и требуют начальники и родители, и всеми силами стараться исполнить.

Подчиненный не должен спорить с начальником, оспаривать правильность его решений: это вредит общему делу. Начальник, ответственный за принятие решений, должен быть один, а не два. Дело подчиненного – изо всех сил пытаться в точности исполнить команду начальника.

Точно так же в отношении детей и родителей. Конечно, пишет Библия, родители не должны быть к детям злы и раздражительны, иначе дети будут в депрессии. Но всё же представьте себе сцену, когда отец запрещает семилетнему сыну идти бегать с мальчишками, требуя, чтобы он сел за уроки. А сын начинает спорить с ним, требуя доказательств «правильности» решения отца в сравнении учений Канта о моральном долге и Шопенгауэра о свободе воли… Если сын начнет спорить, отец должен мягким голосом, но твердым тоном потребовать подчинения. Не сын кормит и воспитывает отца, а отец сына. Они не равны, хотя мудрый отец и может стать старшим другом сыну.

Как же правильно понимать библейское «повиновение» жён своим мужьям? Слово «гипотассо», употребленное здесь, имеет приставку подчинения «гипо» и корень «тассо». Греческо-английский словарь переводит это tasso как to arrange in an orderly manner. In an orderly manner означает «упорядоченным образом», а to arrange – «договариваться, устраивать, располагать, выстраивать, принимать меры, улаживать, подготавливать».

Итак, исследуя это слово, мы можем сделать четкий библейский вывод о том, что является главным в отношениях мужа и жены: умение ГОВОРИТЬ ДРУГ С ДРУГОМ, умение договариваться, располагать друг друга к себе, умение выстраивать отношения, умение вовремя принимать меры, когда в отношениях возникают проблемы, умение улаживать конфликты, умение подготавливать своего супруга, если ты что-то хочешь от него.

Поскольку слово «повинуйтесь» обращено к жене, то всем вышеупомянутым искусством жена должна обладать в первую очередь. Всё вышесказанное ей следует делать «упорядоченным образом»: без злобы, гнева, крика и прочего, но с уважением и пониманием характера своего мужа. Как ни странно, здесь древняя Библия абсолютно согласна с современной психологией.

Что же Библия требует от мужей? Чтобы они «любили» своих жен. Употребленное слово «агапао» в отношении любви мужей к женам подчеркивает как раз не просто «эротический» характер данной любви, а заботу, привязанность, понимание ценности своей жены, переживание радости и удовольствия от общения с нею.

В принципе, ничего нового я здесь не открываю, кроме понимания того, что Библия ВСЕГДА практична, современна и голос Библии вполне совпадает с голосом Духа Святого внутри нас, с голосом нашего сердца.

Итак, в супружестве, в браке главное – не исполнение «команд», а ОТНОШЕНИЯ, но отношения бережные и нежные, исполненные понимания огромной ценности твоего супруга.

Однако мы пойдем еще чуть-чуть дальше. Библия сравнивает отношения мужа и жены с отношениями в Троице:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3).

Были и есть еретики, такие как Свидетели Иеговы или «пионеры адвентизма» 19-го века, которые из этого стиха делали вывод, что Христос – это не Бог, мотивируя это тем, что не может быть ДВУХ Богов, а здесь четко написано, что Христу глава – Бог, Христос – лицо, подчиненное Богу-Отцу.

И формально, с позиций тупого буквализма, они правы. Скажем, если Бог-Отец подобен маршалу или генералу, а Христос – офицеру армии Бога. Тогда дело Христа – беспрекословно слушаться и выполнять приказы своего Отца.

Хотите, я вам докажу, что с точки зрения Свидетелей Иеговы Христос – это последний трус и слабак? Все помнят знаменитую молитву Иисуса в Гефсимании: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39).

Представьте себе, что верховный главнокомандующий российской армии Президент В.В. Путин вызывает к себе на прием министра обороны, С. К. Шойгу и говорит ему примерно так: «Сергей Кужугетович! Я приказываю лично Вам поехать в Сирию, чтобы лично уничтожить недобитых террористов. Командировка будет опасной, с риском для Вашей жизни». На что министр обороны ответил бы, подобно Христу: «Отец мой, Владимир Владимирович! Если возможно, да минует меня чаша сия! Впрочем, не моя воля, но Ваша». Президент воспринял бы такое колебание своего министра обороны как трусость, ненадежность и страх за свою жизнь… Но именно так Христос ответил Отцу…

Это не была трусость. Просто отношения Христа и Бога-Отца – это не отношения генерала и офицера. Это – отношения любви в Небесной Семье, где три небесных Мушкетера – один за всех и все за одного; и потому Они едины в Троице и непобедимы.

В подлинной семье, в ее библейском идеале Небесной Троицы, нет секретов и взаимных недоговоренностей. Они не боятся быть «созависимыми», зависеть друг от друга. Они абсолютно свободны, но не хотят ничего делать друг без друга, ходят друг за другом, как ниточка за иголочкой; они обсуждают всё, делятся всеми радостями, печалями и сомнениями.

Поэтому слова Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30) – не означают, что Христос был на земле безволен и несвободен, а только ждал «приказов» Небесного Отца. Христос может всё, Ему дана всякая власть на небе и на земле. Подобно этому и мы, как свободные личности богоподобного статуса, многое можем.

Но Христос ничего не мог делать без Отца, подобно тому как любящий супруг говорит другому супругу: «Я не могу без тебя!», «Я хочу всегда быть с тобой!». И пусть психологи говорят, что это «созависимость»; Библия говорит, что это – любовь.

Если же для кого-то очень важны иерархия, подчинение и почтение, то вот библейский идеал: «Почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3). С этим согласна и русская религиозная философия в лице С. Л. Франка, сказавшего, что главное свойство человеческой любви – делать любимого человека вторым центром собственной жизни, более важным, чем я сам.


Источник.