Брейвик и лига несправедливости
11.07.2016
2171 просмотр
Дарья Косинцева

Знакомый комментирует очередную статью о правительственных гадостях в этой стране:

“Коротко: для того, чтобы оправдать самые омерзительные методы расправы над человеком, психологически удобно его как можно сильнее шельмовать, а дальше спрятаться за тезисом, что против отрицательного героя годятся и плохие способы. Вот тут у нас собака и порылась. Вырыла противотанковый ров, через который никогда мы не попадём в цивилизованное сообщество, пока не научимся отделять имидж жертвы от оценки наших собственных деяний”.

Я читаю и думаю: столько хороших слов, прогрессивных, либеральных, таких свежих. А мысль-то все та же, двухтысячелетней давности: месть злодею в итоге вредит мстящему больше, чем жертве.

В христианской традиции есть давняя тема - противопоставление “закона и благодати”. Звучит это, как обычно бывает с христианскими мыслями, возвышенно и непонятно. И поэтому вся драма и провокация этой мысли рискует так и остаться незамеченной.

Вот благодать - это более-менее ясно: это любовь, прощение. Сложнее с понятием, которое скрывается в Евангелии под словом “закон”. У меня лично возникают сразу какие-то юридические ассоциации: статьи, параграфы, “буквы закона”. По такой логике христианин юристом быть не может. Так же как и прочие защитники правопорядка. Но это не совсем так. Я думаю, мысль будет яснее, если вместо древнееврейского понятия “закон” поставить более привычное нашей культуре - “Справедливость”. С большой буквы “С”.

Вот, например, Брейвик, убивший 77 человек и искалечивший больше сотни. Помните, как одно время было модно выкладывать фотографию его уютной и просторной одиночной камеры? Сколько желчи были пролито на голову скандинавского правосудия, предоставившего убийце самые комфортные условия! Несправедливо.

И вот где-то тут лежит интересный вопрос: как же наказывать убийц и жить в государстве, если ты христианин? Скандинавы как бы намекают нам на ответ. Ведь они же от общества убийцу изолировали? Изолировали. Гражданский долг выполнили? Выполнили. Закон соблюден? Соблюден. Но что же тогда не так для тех, кто иронизирует над удобствами брейвиковской камеры? Агааааа, просто МЕСТЬ недостаточно страшна, а значит, Справедливость не восстановлена! Не отрубили Брейвику ухо за ухо и не вырвали зуб за зуб, не расстреляли 77 раз по числу убитых. Следователи не месили в КПЗ, соседи по камере не макали головой в унитаз. Сидит себе, скотина, в одиночке кашку кушает да книжки почитывает. Благодать, одним словом. И это вместо Закона!

Где-то здесь и пролегает граница между условной “защитой общества” в границах христианства и абсолютно антихристианской местью. Месть, она же “настоящая справедливость”, - это когда наши действия по воздаянию за преступление сами по себе становится огромным преступлением. Как видим, отказ общества от эмоциональной мести не означает немедленного наступления анархии. Анархизм, он ведь тоже возник на эмоциональной волне протеста против мстительности государства. Мстительности, которая деликатно прикрыта законом/справедливостью. Но государство не было бы таким злобным, если бы идея справедливости не была поддержана обществом, то есть людьми. Анархисты сами быстро поняли, что для существования анархии все граждане должны быть святыми, а то без полицмейстера быстро перегрызут друг друга. Но если люди святые… да ладно святые, более-менее христиане - то, как видно по скандинавам, и без анархии как-то разбираются, государство не прессует своих жертв в лепешку, даже если с чьей-то точки зрения эти жертвы - провинившиеся и заслуживают!

“Мне отмщение, и Аз воздам”? Ой, как тяжело нам принять это. Доказательство тому - популярность фильмов про то, как суровый мужик справедливо мстит плохим парням. Я тоже любитель такого кино. Но помню, что и меня добил фильм с Киану Ривзом, где он крошит народ, мстя за песика (!) и машину (!!!!). Это уже, знаете ли, похоже на то, что был бы под рукой только складик с боеприпасами - а дальше нам только повод дай оправдать крошилово.

В отличие от преступника, которым мог быть под воздействием гормонов, гнева, истерики, наркотиков, да чего угодно, у “справедливых мстителей” нет никаких смягчающих обстоятельств. Они хотят с холодным умом принести осознанный, направленный вред, совершить осознанное, направленное, обдуманное злоумышление. И все под предлогом того, что цель оправдывает средства. Тут возникает вопрос: какую цель? Мир и порядок? Однозначно, что если цель человека - на небе, то месть преступнику к этой цели точно не приближает. И мститель будет осужден не меньше преступника.

Правда, кое от кого из ревнителей порядка “традиционных ценностей” я слышала, что они, так и быть, готовы пожертвовать душой ради целей порядка и справедливости… Хочется сказать: ой, все. Значит, не очень-то ценна та душа. Значит, не очень-то сильно вы тогда верите в Бога, раз ставите перед собой не те цели, что указывает Он, и лезете в Его дела. А то без вас-то Бог со злом не разберется, силенок не хватит...

Существует только один ответ на вопрос, как не стать садистом и убийцей, когда имеешь дело с садистами и убийцами: забыть про справедливость! Щекочет нервы такая перспектива, да? Ведь справедливость воспевают со школьных прописей. Это же натуральная традиционная ценность и цельнометаллическая духовная скрепа! Но христианство тем и интересно, что оно - не идеи из школьных прописей (хотя многие как-то так его и представляют). Оно парадоксально и тем не менее жизненно, то есть способно объяснить такую парадоксальную жизнь вокруг нас. Странную жизнь - с точки зрения прописей, понятную - с точки зрения христианства. Революционные философские идеи, предложенные две тысячи лет назад! Эти идеи по сей день “открывают” политологи, социологи и философы, заворачивая их в термины и тезисы. И одна из этих революционных идей - долой справедливость! Провокационный лозунг, правда? И тем не менее христианство так и говорит: долой справедливость!

Справедливость - это месть.

Справедливость калечит душу.

Справедливость делает преступником перед Высшим судом.

Суд - только Богу, потому что Бог несправедлив! Потому что Бог - это Любовь.