Что полезного дало христианство средневековой Европе? Взгляд атеиста. Часть 3
29.03.2017
1222 просмотра
Сергей Ларионов

  

Западное христианство: экспансия и синтез культур

После смерти Карла Великого в 814 году эпоха Каролингского возрождения подошла к завершению. Единство государства оказалось непрочным, и в 843 году оно было разделено между наследниками на три части, две из которых позже стали основой формирования Германии и Франции. Это событие ознаменовало начало эпохи феодальной раздробленности, падения авторитета центральной власти и усиления могущества местных сеньоров. Из чиновников короля и императора местные графы постепенно превращались в самостоятельных феодалов. Они принимали под свое крыло вассалов, которые составляли основу их воинской мощи, а в дальнейшем и сами обретали самостоятельность от сюзеренов. Это проявилось в феномене замковой революции, начавшейся примерно с Х века - массовом строительстве укрепленных пунктов, владетели которых (феодалы сравнительно невысокого статуса) сосредоточили в своих руках реальную власть на местах.1 Особенно ярко этот процесс проявился во Франции. Например, в Провансе (область на юге страны) в 950 году было всего 12 замков, а к 1030 году их стало уже больше сотни.21.jpg

Этот процесс был порожден неспособностью центральных властей организовать оборону против многочисленных в то время нашествий извне. Скандинавы-викинги, названные также норманнами, терроризировали все европейское побережье вплоть до Италии и разграбили такие крупные города как Париж, Гамбург и Ахен. Впоследствии они захватили Неаполитанскую область на юге Италии и заняли регион на севере Франции, названный по этнониму захватчиков Нормандией. Оттуда Вильгельм Завоеватель отправился в поход на Англию, став создателем единого Английского королевства.

Арабы, закрепившиеся на севере Африки, начиная с IX века активно промышляли пиратством по всему Средиземноморью. Они грабили итальянские города, в 846 году добравшись даже до Рима. Мусульмане закрепились в Сицилии и захватили ряд ключевых пунктов в Южной Италии, ранее принадлежавших Византии. В это же время испанские мусульмане предпринимали вылазки в южную Францию, области Генуи и Тосканы.

Не менее опустошительными были нашествия кочевников-венгров. В VII веке они обитали на нижнем течении Волги, но впоследствии мигрировали к Дунаю. С 899 года венгры предприняли грабительские походы в области Венеции, Ломбардии и Баварии. Позже они добрались до пределов современной Франции - там они опустошили Бургундию, Аквитанию, Лангедок и Эльзас с Лотарингией - и перешли границы Испании. Лишь германский правитель Оттон, позже реставрировавший императорскую власть в новом обличье Священной Римской империи, смог остановить этот разрушительный натиск. В 955 году он наголову разгромил венгров на реке Лех у Аугсбурга, после чего они обратились к оседлой и цивилизованной жизни.

2.jpg Западная христианская церковь сыграла большую роль в процессе цивилизования варварских народностей, опустошавших Западную Европу. Венгры после битвы на реке Лех были вынуждены постепенно перейти к оседлой жизни. Венгерский князь Геза, обнаружив, что его народ, прежде наводивший ужас на всю Европу, оказался зажат между усиливавшейся Германией и Византией, принял христианство по западному образцу и строго запретил набеги на соседей. Его преемник Стефан (или Иштван), коронованный в 1000 году на венгерский престол папским легатом, не просто был христианином, а начал активное насаждение этой религии в пределах своих владений. Подъему культуры содействовало активное строительство христианских церквей и монастырей. Поскольку король был фактическим руководителем венгерской церкви, он мог опираться на нее, проводя политику централизации государства. Она выражалась в переходе от племенного деления к территориальному администрированию, кодификации законов, учреждении постоянных налогов и чеканке собственной монеты. Иштван I, прозванный Святым и Великим одновременно, создал крепкое по тогдашним меркам государство.

В Скандинавии процесс христианизации, запущенный в X-XI веках, шел много труднее и сопровождался многочисленными попытками реставрации язычества. Аналогичные тенденции возникли и после принятия западного христианства польским королем Мешко I в 966 году. Как бы ни было серьезно это противодействие, в конечном счете христианство победило, принеся с собой более высокую культуру и систему управления. Благодаря скандинавским мореплавателям христианство проникло дальше на север и запад. Лейф Эрикссон, сын первооткрывателя Гренландии Эрика Рыжего и скандинавский исследователь Северной Америки, привез в Гренландию священника, крестившего жителей острова.

Из европейских областей дольше всего язычество держалось в Прибалтике, где оно было ликвидировано в XIII-XIV веках усилиями Тевтонского и Ливонского орденов. Христианизация этих земель вызвала к жизни активное колонизационное движение немцев на восточные земли, что окультурило эти территории и способствовало развитию городского хозяйства.3

Христианский реванш в Средиземноморье

Наряду с христианизацией востока Западная Европа предпринимает контрнаступление против мусульман в Испании и Италии. Церковь тут была если не инициатором и организатором процесса, то активно его поощряла.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова свершилось в начале VIII века, после чего под контролем христианских правителей остались лишь немногочисленные области на севере региона. Хотя продвижение арабов во Францию было остановлено в 732 году в сражении при Пуатье, они продолжали набеги на юг страны. Позже франки постепенно выдавили мусульман из южной Франции, а испанские королевства начали реконкисту - отвоевание христианских владений у арабских государей. Переломным моментом реконкисты оказался 1031 год, когда Кордовский халифат распался на несколько государств, а завершена она была в XIV веке, и пало последнее исламское государство Испании - Гранадский эмират.

В Италии борьбу с агрессией мусульман возглавили другие успешные агрессоры - норманны. А если точнее - выходцы из французской Нормандии, которая ранее была занята викингами, принявшими впоследствии христианство. Им удалось выбить с юга Италии исламских правителей и, заодно, византийцев, образовав на месте Неаполитанской области и Сицилии единое Сицилийское королевство.

Отвоеванные у мусульман земли на юге Европы стали местом культурного обогащения христианской цивилизации. Культура ислама оказалась одним из передаточных звеньев, посредством которых Запад воспринимал достижения античности. Церковь, заинтересованная в сохранении и воспроизведении этого наследия, сыграла тут немалую роль. По выражению известного медиевиста Жоржа Дюби "полчища клириков шли вслед за рыцарями, отвоевывавшими у мусульман Испанию и Сицилию; они с жадностью набросились на книги великолепных библиотек Толедо и Палермо, они развили лихорадочную деятельность по переводу с арабского на латынь трудов, некогда переведенных арабами с греческого".4

В XII веке по инициативе архиепископа Раймунда Толедского возникла группа ученых, известная как Толедская школа переводчиков. Первоначально они переводили арабские философские труды на латынь, а в XIII веке под покровительством короля Альфонсо Х Мудрого Толедская школа занялась переводами на кастильский. Герард Кремонский, итальянский ученый, прославился как самый трудолюбивый переводчик этой школы. Его версия перевода арабского издания Альмагеста Птолемея широко распространилась по Западной Европе. Трудами Герарда западный читатель познакомился с трудами Аль-Фараби, арабского комментатора Аристотеля, и персидского астронома Аль-Фергани, известного в Европе под именем Альфрагануса. Герард перевел на латынь арабоязычные версии трудов Аристотеля и "Начал" Евклида. Ему приписывали и перевод "Канона", фундаментального труда арабского медика Ибн Сины (Авиценны), но не исключено, что эта заслуга принадлежит тезке итальянского ученого, жившему столетием позже. Всего Герард Кремонский перевел с арабского 87 научных трудов.

Немалую роль в развитии западноевропейской науки сыграли труды арабского ученого Ибн Рушда (1126-1198 годы), известного в Европе под латинизированным именем Аверроэс. Он известен комментариями к философским трудам Платона и, в особенности, Аристотеля, отчего в западной науке его именовали Комментатором. Аверроэс писал исследования по математике, медицине, астрономии и другим дисциплинам. В XIII веке французский еврей Якоб Анатоль, приглашенный императором Фридрихом II в Неаполь, перевел часть работ Аверроэса на иврит, а затем в сотрудничестве с шотландским ученым Майклом Скоттом перевел их на латынь. Значительно позже, уже в XVI веке, переводами трудов Аверроэса с иврита на латынь занимались итальянские ученые иудейского происхождения Якоб Мантино и Абрахам де Балмес.

Немалое влияние на естественные науки в Западной Европе оказали исследования Ибн аль-Хайсама (965-1039 годы), известного арабского математика, оптика и астронома и одного их основоположников экспериментального метода в науке. В Европе его знали под именем Альхазена. Его труд по оптике, известный как "Сокровище оптики" (Opticae thesaurus), перевели на рубеже XII-XIII веков. Он описывал законы распространения света, строение глаза, разнообразные опыты по преломлению световых лучей под действием зеркал, линз и камеры-обскура. Оптические труды Альхазена использовали в работе известные средневековые ученые Роджер Бэкон и Роберт Гроссетест.

Благодаря испанской реконкисте Европа познакомилась с ветряными мельницами, с Х века известными на севере Испании.5 Тем же путем, по всей видимости, проникла на Запад и бумага. Из Китая она совершила долгое путешествие через Арабский халифат, и первые бумагоделательные мельницы отмечены в Испании в XII веке.6

4.jpgИногда христианский мир становился убежищем для диссидентов исламского мира. Примером служит судьба выдающегося арабского медика, вошедшего в историю под именем Константина Африканского. Родившийся около 1020 года в Северной Африке, он изучал медицину в Багдаде и каирском университете Аль-Азхар, одном из древнейших в арабском мире. Вернувшись на родину, Константин (арабское имя которого неизвестно) столкнулся с враждебностью со стороны не столь образованных коллег, которые выдвинули против него ложные обвинения и угрожали смертью. Столкнувшись с преследованиями, ученый бежал на юг Италии. Там он обратился в христианство и поступил монахом в обитель бенедектинцев, знаменитый культурный центр Италии Монтекассино. Близ монастыря, в Салерно, располагалась медицинская школа, в которой Константин Африканский преподавал и переводил труды знаменитых медиков античности (Гиппократа и Галена) и врачей арабского мира, таких как Абу Бакр Мухаммад ар-Рази.7

3.jpg В Сицилийском королевстве под скипетром Рожера II (1095-1194 годы) проводилась политика веротерпимости, западное христианство мирно уживалось с восточным, а также и с исламом. Король созвал в страну ученых со всей Европы и даже исламского мира. К примеру, известный арабский географ Мухаммад аль-Идриси под патронажем короля написал энциклопедию географических знаний, известную как книга Рожера. Нельзя не отметить выдающиеся памятники церковного строительства, воздвигнутые в его правление. Соединявшие в себе элементы греческой, нормандской и арабской архитектуры монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити, собор в Чефалу и Палатинская капелла стали украшениями южной Италии и ныне вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не всегда культурное взаимодействие между исламом и христианством проходило гладко. Так, мусульманскому географу аль-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан пришлось стать христианином в принудительным порядке. Гранадская семья, где он родился в 1488 году, покинула город после завоевания испанцами в 1492 и переехала в марокканский Фес. Там Мухаммед учился в университете Аль-Карауин, одном из старейших подобных заведений арабского мира. Прославился он как путешественник, объездивший внушительную часть Африки, где доходил до озера Чад, изученного европейцами лишь в XIX веке. В 1518 году Мухаммеда захватили сицилийские пираты, обратили в рабство и подарили Папе Льву Х. В Риме он принял христианство и стал известен в Европе под именем Льва Африканского. Он преподавал арабский язык в Болонском университете и оставил ряд сочинений, среди которых наиболее известно "Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть". Преемник Льва Х лишил ученого поддержки, после чего он вернулся в Африку, где снова принял ислам и умер около 1550 года.

Взаимодействие арабской и христианской культур принесло западному миру два взаимосвязанных достижения - арабские цифры и современную алгебру. Сын пизанского таможенного чиновника Леонардо Фибоначчи, побывав в Северной Африке, освоил идеи арабских математиков (об их значении говорит то, что само слова алгебра происходит от арабского «аль-джабр») и перенес их на западную почву. В 1202 году он издал на латыни "Книгу абака", в которой излагалась десятичная система счисления, вводилось в практику применение ноля и давались образцы алгебраических операций по новой системе, много более удобные, чем с римскими цифрами.8 Эти нововведения, особенно востребованные в купеческих городах Италии, существенно облегчили торговые операции и коммерческий учет.

О практической пользе крестовых походов

Отвоевав захваченные исламскими государями земли в Европе, христианский мир устремил свой взор на Палестину, где находились святыни, связанные с самим возникновением религии Христа. В VIII веке арабы захватили эти области у Византийской империи, после чего они попали в культурный и политический ареал ислама. Как правило, арабы были веротерпимы, но случались и эксцессы. Так, при халифе Аль Хакиме был разрушен Храм Гроба Господня, при его преемниках, однако, восстановленный. Возмущение этим инцидентом совпало с просьбами о помощи в борьбе с мусульманской экспансией, которые присылал Западу император Византии Алексей Комнин, чье государство находилось в глубоком кризисе. Несмотря на окончательное размежевание западной (католической) и восточной (православной) церквей в 1054 году, Папа Урбан II решил помочь восточным собратьям.

Надо сказать, что стратегические последствия этой помощи окажутся для Византии плачевными. В ходе Четвертого крестового похода вместо борьбы с неверными рыцари осадят и в 1204 году разграбят Константинополь, а Византийская империя на долгое время исчезнет с политической карты.

Но это будет потом. А пока на Клермонском соборе 1095 года папство инициировало серию военных походов на Ближний Восток, названных крестовыми. Существует представление, будто они были лишь иррациональной агрессией христианского мира против исламского. Но эта точка зрения не выдерживает и малейшей критики. Декларированной целью крестоносцев было отвоевание у мусульман ближневосточных святынь. Эту цель можно назвать агрессивной лишь частично, поскольку арабы захватили эти земли в ходе военной интервенции, да и в описываемый период исламские страны региона отнюдь не отличались миролюбием. Запад этого добился, но ненадолго, и в долгосрочной перспективе ему не удалось остановить мусульманскую экспансию, которая достигла пика в Восточной Европе много позже, уже в период османских завоеваний.

5.jpgНо куда важнее были побочные цели устроителей и участников крестоносного движения. Первый, самый очевидный мотив, привлекший в походы целые полчища феодальных воинов - стремление к обогащению и приобретению земель. После крушения Римской империи население Европы постепенно восстановилось и начало расти, что в условиях примитивной агрокультуры привело к усилению демографического давления. Рыцари, стремившиеся приобрести или округлить свои владения, были основной движущей силой походов, благодаря которым, по выражению Ле Гоффа, Европа получила первый опыт заморского колониализма.9

Хотя этот опыт окончился провалом, он способствовал существенному подъему морской мощи и торговли ряда североитальянских городов. Генуя и Венеция стали основными выгодоприобретателями от потока воинственных рыцарей на Восток, хотя сами феодалы, по большей части, потерпели лишь убытки.10 К сожалению, владения христиан на Ближнем Востоке оказались нежизнеспособными, и, в отличие от юга Италии и испанских земель, не стали центрами серьезных культурных и научных заимствований. Но крестовые походы, пусть весьма кровавые и дорогостоящие, привнесли в Европу одно важное усовершенствование, плоды которого мы вкушаем и поныне - культуру абрикоса.11

Урбан II на соборе озвучил и еще одну - побочную, но немаловажную - цель крестовых походов. Они должны были направить вовне разнообразные проявления военного насилия, характерные для общества феодальной раздробленности. "Пусть же на бой с неверными пойдут те, кто доныне предавался преступным частным войнам, направленным против верных!": призывал Римский Папа. Категорически осуждая войны между христианами, церковь направляла кровожадность знати на жителей заморских земель. Это была беспроигрышная игра, в которой феодалы могли либо свернуть себе шею, избавив мир от своего присутствия, либо же победить, укрепив тем самым авторитет церкви и ослабив натиск мусульман. Сложно сказать, насколько эффективной эта идея оказалась на практике, но, без сомнения, немало воинственных рыцарей влилось в число крестоносцев, что принесло, как минимум, временное облегчение их соседям. Как не без иронии писал знаменитый богослов того времени Бернар Клервоский, среди крестоносцев в Иерусалиме "очень мало таких, кто не был бы запятнан преступлением или нечестием, кто не принадлежал бы к числу похитителей людей и святотатцев, убийц, клятвопреступников и развратников. Таким образом, их поступок [отправка в поход] приносит двойную радость — и их близким, провожающим их в дальний путь, и тем, к кому они здесь приходят на помощь".12



СНОСКИ

  1. Жан Флори, "Повседневная жизнь рыцарей в Средние века", гл. 3, разд. "От княжеств к сеньориям"
  2. Martin Aurell, "The Central Middle Ages: Europe 950–1320, The Short Oxford History of Europe"
  3. Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада", гл III
  4. Жорж Дюби, "Европа в Средние века", гл. "Собор, город, школа"
  5. Фернан Бродель, "Материальная цивилизация, экономика и капитализм", т. 1, гл. 5, разд. "Водяные двигатели, ветряные двигатели"
  6. Фернан Бродель, "Материальная цивилизация, экономика и капитализм", т. 1, гл. 6, разд. "От изобретения бумаги к книгопечатанию"
  7. Arno Forsius, "Constantinus Africanus (n. 1020–n. 1087)"
  8. Ле Гофф, "Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии", Вступление
  9. Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада", гл III
  10. Ibidem
  11. Ibidem
  12. Жан Флори, "Повседневная жизнь рыцарей в Средние века", гл. 9, разд. "Крестовые походы и рыцарство"

<предыдущий раздел | следующий раздел>