Что полезного дало христианство средневековой Европе? Взгляд атеиста. Часть 5
10.04.2017
1521 просмотр
Сергей Ларионов

  

Западная церковь на передовой прогресса

Еще классик марксизма Карл Каутский отмечал выдающуюся роль средневековых монастырей в сохранении технических достижений античности. По его словам, монахи "не только спасли их в бурную эпоху переселения народов, но в некоторых отношениях усовершенствовали еще больше".1 После упадка раннего Средневековья феодальное общество Западной Европы, несмотря на постоянные междоусобицы, перешло к активному экономическому и социальному развитию, проявившемуся, в частности, в росте численности населения. Постепенный переход от двуполья к трехполью, происходивший между IX и XIV веками, привел к более интенсивному использованию земель. Появились более современные плуги, позволившие распахивать тяжелые глинистые почвы северных регионов Европы, с XII века распространилась борона.2

Что еще важнее, начиная с XII века широкое распространение в Европе получает хомут. Если античная упряжь, сжимавшая грудь животного, затрудняла его дыхание и ослабляла тягловую силу, то новая была лишена этого недостатка.3 После этого лошади начали теснить волов в сельском хозяйстве, так как, будучи не столь сильными, превосходили их в скорости и выносливости, давая вполовину большую тягу.4

Монастыри сыграли немалую роль в техническом прогресс сельского хозяйства. По словам Гизо монахи были "главными агрономами Европы; в значительной степени именно они окультурили ее почвы, соединяя сельское хозяйство с проповедничеством".5 Монастыри широко распространили культуру винограда и виноделие, пришедшую в период благоприятного климата даже в Шотландию; монахи завезли в Швецию культуру ржи, в Парме ввели сыроделие, а в Ирландии разведение лосося. Монастырские хозяйства широко применяли орошение и одними из первых стали целенаправленно улучшать породы скота.6 Большую роль играли монахи в мероприятиях по улучшению земель, осушению болот и культивации лесов. Так, в торфяниках восточной Англии именно монастыри организовали строительство крестьянами водоотводных сооружений, позволивших эффективно эксплуатировать ранее заболоченные местности, и устроили насаждение ценных пород деревьев.7 Цистерианские монастыри (ответвление ордена Бенедикта) французской Шампани оказались в числе первых в Европе, кто применил искусственные удобрения. Они получались из отходов монастырского металлургического производства, которые в изобилии содержали фосфаты.8

Монастыри цистерианцев славились не только агрокультурой, но и образцово поставленными ремеслами. Известный французский медиевист Жорж Дюби писал, что они "оказались на переднем крае всех технических нововведений, среди пионеров этого века прогрессивных завоеваний".9 В Фонтене, французской обители цистерианцев, монахи одни из первых в Европе стали использовать силу воды для движения нескольких молотов10, а в Йоркшире они провели в монастыре водопровод и изобрели водопроводный кран.11

2.jpg

Кроме утилитарных усовершенствований монахи и деятели церкви прославились как создатели диковинных вещей и приспособлений, не нашедших применения в их время, и получивших распространение много позднее. Так, одним из пионеров аэронавтики был английский бенедиктинец Эйлмер Малсмберийский, на рубеже XI-XII веков создавший прототип планера в форме птичьих крыльев. Так как научная аэродинамика в то время отсутствовала и монах не знал о необходимости хвоста для подобных устройств, полет окончился неудачно, но стал одной из первых попыток такого рода. Вот как описывает эти события другой обитатель монастыря, живший несколько позже и написавший книгу "Деяния английских королей" (De Gestis Regum Anglorum):

"Он был человеком, умудрённым опытом в то время, в почтенном возрасте, но в юности он совершил рискованный исключительно смелый поступок. Он определённым образом, едва ли я знаю как, закрепил крылья к своим рукам и ногам таким образом, что приняв миф за истину, он мог бы летать подобно Дедалу, и, используя бриз, спрыгнув с крыши башни, он пролетел больше фарлонга [201 м]. Но не справившись с силою ветра и движением воздуха, понимая опрометчивость его поступка, он упал, сломав обе свои ноги и стал хромым после этого."12

3.jpgНесколько забегая за хронологические пределы статьи, упомяну и о жившем в XVII веке итальянском священнике-иезуите Терци де Лана. Будучи математиком и естествоиспытателем, он внес большой вклад в теорию воздухоплавания, создав проект вакуумного воздушного судна, хотя и нереализуемого в тогдашних условиях. Он также создал шрифт для слепых, состоявший не из целых букв, а из черточек, став тем предшественником современного шрифта Брайля, где применяются уже точки.13 Жак Вербист (1623-1688 годы), другой живший в это время иезуит, будучи миссионером в Китае, не только познакомил китайцев с достижениями современной европейской астрономии, но и создал для императора игрушечный паровой автомобиль. Он считается первой самоходной паровой машиной.14

Существующий в обыденном сознании образ Средневековья как эпохи технического упадка далек от действительности и является чрезмерным упрощением. Несомненно, численность городского населения в средневековой Европе уменьшилась по сравнению с эпохой античности, но не следует делать из упадка города Рима слишком далеко идущих выводов.

4.jpg Если в Римской империи энергия воды (римляне первыми стали использовать вертикальное водяное колесо) применялась лишь для помола зерна в небольшом числе городов, а ветряные мельницы были и вовсе неизвестны, то в Средние века ситуация качественно изменилась. XII-XIII века можно назвать технической революцией, в это время по городам и деревням распространяются сотни и тысячи водяных мельниц (в том числе и более эффективных верхнебойных), используемых не только для помола муки, но и при валянии сукна, дублении кожи, дроблении руды; вода нагнетала кузнечные меха и приводила в движение кузнечные молоты, откачивала воду из шахт и двигала пилы механических лесопилок.15 Позднее, уже в XVI веке, водяные колеса стали использовать и для городского водоснабжения. Ко времени Промышленной революции в Европе насчитывалось около полумиллиона водяных колес, общая мощность которых составляла 1,5-3 миллиона лошадиных сил.16

5.jpg Примерно в XII веке из Испании приходит ветряная мельница. Более сложная и дорогая, она прижилась в регионах с устойчивыми ветрами. Уже в позднее Средневековье, начиная с XV века, голландцы будут их использовать для осушения приморских земель, поставив энергию ветра на службу инженерии, отвоевавшей у океана большую часть земель нынешних Нидерландов.17

Благодаря масштабному строительству замков и каменных соборов получают распространение механические подъемные устройства, работающие по принципу беличьего колеса, приводимого в движение человеком. Впрочем, по принципу действия они не отличаются от античных. Постепенно такие подъемники начинают применяться и в крупных торговых портах. Примерно в XIII веке изобретают первый домкрат.18

6.jpg

Соборное строительство не только подтолкнуло развитие строительной техники. Каменные соборы стали выдающимися творениями архитектурного гения и вместилищем ценнейших произведений искусства. Для готических соборов, возводившихся с XII века, характерно стремление ввысь, узкие стрельчатые окна и высокие башни. Такие сооружения строились десятилетиями, а иногда, как собор города Линкольна (высочайшее сооружение мира на момент возведения, достигавшее 160 метров) и больше столетия, с 1185 по 1311 годы. Помимо поражающих воображение габаритов готические соборы отличаются великолепным убранством, витражами и устройством освещения.

7.jpg

Изнутри церкви украшали великолепными фресками. Стены Сикстинской капеллы в Риме, где собирается избирающий Папу конклав, в конце XV века расписывал Боттичелли, а в начале XVI века его свод покрыл фресками Микеланджело. С XVI века, на исходе Средневековья, в южной части Европы получает распространение новый, более роскошный архитектурный стиль - барокко. Среди самых известных сооружений этого стиля грандиозный собор Святого Петра в Риме, одно из крупнейших культовых сооружений мира. В длину оно составляет 212 метров и может вместить порядка 40 тысяч человек.

8.jpg

Западная церковь и средневековое просвещение

Средневековые соборы были не только средоточием искусства той эпохи, но и важными центрами просвещения. Как вы помните, еще вначале мы касались образования в первый период Средневековья. Во времена Каролингского возрождения большая часть школ и библиотек находились при монастырях. Но они предполагали определенную замкнутость от массы народа, часто располагаясь в малонаселенных местах. Соборные школы, напротив, размещались в развивающихся торгово-ремесленных городах, которые стали особенно активно расти с XII века.19

Церковные и монастырские школы разделялись на внутренние и внешние. В первых обучались лица, принятые в число монахов или клира, а во вторых светские лица, способные к учебе. Как правило, учение было бесплатным, труд учителей оплачивался за счет церковных бенефиций. Но жили ученики внешних школ за свой счет, тогда как монахи и клирики обеспечивались церковью.20 Преподавание велось на латыни, международном языке тогдашней Европы. Еще с эпохи раннего Средневековья сложилась система обучения семи свободным искусствам, ставшая нормой для образовательных учреждений той эпохи. В начальную ступень, тривиум, входила грамматика, диалектика (логика) и риторика. Высшая ступень, квадриум, включала в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В низшей школе преподавались дисциплины тривиума (оттого она называлась тривиальной), а также начала геометрии, арифметики и географии. Риторика в такой школе ограничивалась обучением искусству грамотно составлять письменные документы. Преподавание не всегда подразумевало только зазубривание. Автор трактата XIII века "О школьной науке" советовал критически оценивать и обсуждать школьный материал.21

9.jpgВысшие школы, ставшие впоследствии базой для создания университетов, обучали всем семи свободным искусствам. Некоторые из них привлекали выдающихся интеллектуалов. Среди руководителей этих школ были очень образованные личности. Так, соборной школой в Реймсе управлял Герберт Орильякский, будущий папа Сильвестр II (946-1003 годы). Человек большой учености, он восстановил в Европе использование счетной доски-абака, усовершенствованной им на основе арабской десятичной системы счисления, ввел в практику астрономических наблюдений забытую ранее в Западной Европе армиллярную (небесную) сферу и астролябию.

Ученик Герберта Фульберт Шартрский (980-1028 годы), известный ученый и поэт, создавший сотни литургических стихотворений и несколько песнопений, стал руководителем соборной школы в городе Шартре близ Парижа. Среди учеников этой школы известен философ Вильгельм Конхезий (1080-1154 годы), один из сторонников концепции натурализма. Согласно этому учению мир был создан Богом, но в дальнейшем развивался по законам, которые можно исследовать. Распространение такой позиции создавало лучшие условия для развития естественных наук. Вильгельм жестко критиковал тех, кто отрицал возможность научного познания мира:

"Они не ведают ничего о силах природы и желают видеть всех такими же невеждами, поэтому им не хочется, чтобы силы природы изучали другие, а хочется, чтобы мы верили, подобно смердам, и не выясняли [естественных] причин [вещей]. Мы же говорим, что нужно всегда искать причины... Но такие люди... когда узнают, что человек занимается исследованиями, говорят: он еретик."22

Аналогичных взглядов придерживался другой ученик Шартрской школы, Тьерри. Он считал, что земной мир и небесные тела подчиняются единым законам, что было революционным мнением, расходившимся с общепринятой концепции Аристотеля.23 Такое объединение мира земного и небесного подготовило почву для развития научной астрономии.

Самые продвинутые соборные и светские городские школы в дальнейшем стали университетами. В Средние века так именовали объединения преподавателей и студентов, которым давались особые права и привилегии. Первоначально университеты не имели особых помещений, лекции проводились на частных квартирах или даже под открытым небом. Первые университеты появились на базе Болонской и Парижской школ. Болонья славилась развитием правоведения. Точная дата основания университета неизвестна, и потому условно за нее принимается 1088 год, когда в городе стал преподавать известный правовед Ирнерий. В 1158 году университет получил ряд привилегий по хартии императора Фридриха Барбароссы - судить студентов могли только профессора или епископ, и они могли путешествовать под защитой авторитета императора, что было немаловажно в то беспокойное время. Позднее, в 1253 году, привилегии университета подтвердил Папа. В отличие от других, Болонский университет был самоуправляющейся корпорацией студентов, которые выбирали себе профессоров и устанавливали им жалование. Впрочем, в дальнейшем профессора тоже вошли в университетскую корпорации и стали в значительной степени независимы от студентов, поскольку город учредил постоянные кафедры, где преподаватели оплачивались из казны. Популярность университета была столь высока, что в XIII веке численность его слушателей достигала десяти тысяч человек.24

Парижский университет, выросший из городских епископальных школ, отличался высоким уровнем преподавания богословия. Он был корпорацией профессоров, состоявшей из четырех факультетов - теологии, медицины, права и свободных искусств. Впервые права университета утвердил король Филипп II, освободивший его представителей от юрисдикции городских властей и передавший под суд епископа. Особой вехой в развитии университета стала папская булла Parens Seientiarum 1231 года, которая давала ему независимость от решений всех местных властей, как светских, так и духовных, устанавливала порядок университетского самоуправления.

Папская власть активно участвовала в учреждении университетских корпораций по всей Европе. Всего в Европе к началу Реформации известен 81 университет, из числа которых 33 были созданы папскими буллами, а 20 получили вместе с буллой и хартии от светских властей.25 Учебный процесс был организован ступенчато. На первом этапе студенты изучали тривиум и квадриум свободных искусств, отчего их называли артистами. Обучение предусматривало комментирование авторитетных текстов, их обсуждение и диспуты, в ходе которых одни студенты готовили аргументы в поддержку обсуждаемых тезисов, а другие их опровергали. После усвоения курса искусств учащийся держал экзамен на степень бакалавра. Как правило, получение степени занимало 4-5 лет, после чего можно было продолжить обучение, получив особую лицензию - таких учащихся называли лиценциатами. Эту лицензию, которая требовалась для преподавания в университете и попадания в церковную и гражданскую бюрократию, можно было получить, прослушав курсы по большому корпусу античной и современной научной литературы. Для получения статуса магистра требовалось прослушать еще более внушительный курс, после чего человек становился полноправным членом университетской корпорации.26

Университеты пользовались большой академической свободой и были центрами научной мысли, хотя встречались и отступления от принципа свободомыслия. Самым известным из них является список 219 тезисов, запрещенных парижским епископом к преподаванию профессорами Сорбонны. Этот документ, получивший название Осуждения 1277 года, запрещал публичное изложение тех идей Аристотеля, которые противоречили церковному вероучению.27

Вопреки мнению о Средневековье как об обществе непроницаемых сословных перегородок, система образования могла быть важным социальным лифтом для человека низкого статуса. Этому способствовала система коллегий, создаваемых для проживания бедных учащихся и получивших впоследствии название колледжей. Первый такой колледж был создан при Людовике IX в XIII веке в Париже. Но особое распространение система колледжей получила в Англии, где они обрели статус самоуправляющихся единиц.28

Ярким примером выходца из низов, сделавшего головокружительную карьеру благодаря образованию, является Генри Чичел. Он был сыном йомена (свободного крестьянина) Томаса Чичела, вероятно, довольно богатого, так как женой Томаса была дочь дворянина. Пройдя курс обучения в Винчестерском колледже, он поступил в Новый колледж Оксфордского университета, получив там степень бакалавра права в 1390 году и статус доктора юриспруденции в 1396. После этого он стал каноником, перемещаясь с одной должности на другую, попав на пост канцлера и архидьякона собора Солсбери к 1403 году. После этого он по поручению короля отправился с дипломатической миссией к Папе, а в 1414 году его представили на высшую церковную должность страны и он стал архиепископом Кентерберийским. Чичел известен как основатель Колледжа Всех Душ в Оксфорде и учредитель фонда помощи бедным студентам, известного как Сундук Чичела (Chichele's Chest).29

Особо следует отметить вклад в педагогику со стороны иезуитов - ордена, сформированного на стыке Средневековья и Нового времени в 1540 году для поддержания авторитета католической церкви в условиях наступающей Реформации. Сразу после основания орден приступил к строительству множества школ, колледжей и семинарий. В течение нескольких лет иезуиты создали порядка 30 школ в Священной Римской империи. В 1551 году был открыт колледж в Вене, в 1552 в Риме, в 1662 году в Париже, а к концу столетия в Европе насчитывалось около двух сотен образовательных учреждений под патронажем иезуитского ордена. Иезуиты не ограничивали себя пределами Европы, основав в 1585 году школу в Макао. К моменту запрета ордена в 1773 году он создал порядка 800 образовательных учреждений по всему миру.30

Система обучения в орденских школах, часто работавших как интернаты, была очень прогрессивной для того времени. Преподавательский состав в них подготавливался на систематической основе. Действовала классно-урочная система, в которой обучение велось от легкого материала к сложному, а успехи учеников своевременно отмечались; учебный материал постоянно повторялся и закреплялся. Наряду с семью свободными искусствами в иезуитских школах обучали географии, истории, литературе. Учащиеся получали навыки светского поведения, в школах большое внимание уделяли физическому воспитанию. Обучение было бесплатным, для поступления в школу требовался базовый уровень знания латыни. Иезуиты не подвергали учеников телесным наказаниям, что было большой редкостью для образования того времени.31 Неудивительно, что орденские школы и колледжи были престижными учебными заведениями, а в ряде стран они сохранили свою популярность и по сей день.

Позже, с развитием колониального движения, иезуиты внесли большой вклад и в развитие образования туземных народов, куда они направляли свои миссии. Так, на землях современного Парагвая они основали множество поселений-редукций, где обращение с индейцами было на редкость гуманным. Орден разработал для индейцев особую письменность и учредил школы, где туземцы обучались чтению и письму на родном языке, начаткам католической веры, а самые способные - латыни.32

О преимуществах монотеизма с научной точки зрения

Христианская церковь стимулировала прогресс науки, не только поощряя развитие образования. Прежде всего, христианское вероучение, отрицая многобожие, тем самым ограничивало возможность одушевления вещей и природных явлений. Процесс деанимизации (anima - душа) природы был важным этапом развития человеческого познания. В итоге обычной в образованных кругах стала теория, согласно которой природные объекты взаимодействуют друг с другом не по своей воле (как это часто предполагалось в политеистической культуре), а согласно определенными закономерностями, доступными для исследования. Такая посылка была важным базисом для ускорения развития естественных наук.33

Распространено убеждение, будто бы христианство препятствовало научному прогрессу. Часто ссылаются на то, что церковь якобы запрещала вскрытие человеческих трупов, мешая развитию медицины, и насаждало догму о плоской форме Земли. Эти утверждения неосновательны и порождены недоразумением.

Католическая церковь запрещала участие во вскрытиях лишь клирикам, так как тогдашняя церковная доктрина запрещала священникам пролитие человеческой крови. Правда, в 1299 году Папа Бонифаций VIII опубликовал буллу "De sepolturis", запрещавшую крестоносцам торговлю костями убитых, но это едва ли можно считать попыткой ограничения научного прогресса. На деле анатомирование людей было обычным в медицинских факультетах первых университетов. Император Фридрих II даже принял особое постановление, обязавшее всех обучающихся медицине хотя бы раз участвовать в этой операции. Болонский университет помимо преподавания правоведения славился своим медицинским факультетом, где в 1315 году было проведено первое открытое для публики анатомирование человека. Как правило, для этого дела использовали людей, отправленных на казнь, а такие в то время встречались в изобилии.34

Столь же не соответствует реальности и мнение, будто бы церковное учение считало Землю плоскостью и даже карало за противоположные убеждения. Вся средневековая астрономия базировалась на классических трудах Птолемея, в которых наша планета считалась шаровидной. Как писал классик средневекового богословия Фома Аквинский "астроном, так и физик могут прийти к одному и тому же заключению, например, что земля – кругла; но астроном придет к этому математически (т. е. [рассуждая] отдельно от материи), а физик – всегда имея в виду материю".35

Здесь представление о сферической форме земли показано как норма для образованных людей. Разумеется, как и в Византии, представления простого народа отличались от теорий, преподававшихся в университетах. Но это невежество масс не было вызвано христианским вероучением, будучи типичным порождением доиндустриального экономического уклада, для которого характерна неграмотность и необразованность крестьянского населения.

Церковь была заинтересована в прогрессе астрономических исследований уже потому, что они были необходимы для корректной датировки церковных праздников. Календарь, принятый еще при Юлии Цезаре , был недостаточно точным и астрономический год расходился с официальным. Чтобы исправить накопившиеся ошибки папа Григорий XIII инициировал создание нового календаря. Созданный иезуитом Христофором Клавиусом и принятый в 1582 году, Григорианский календарь оказался столь удачным, что используется и по сей день в большинстве стран мира, от Китая до Аргентины.

Говоря о роли церкви в развитии астрономии, нельзя забывать, что к числу ее выдающихся представителей принадлежал и инициатор научной революции в этой области, создатель гелиоцентрической теории Николай Коперник. Родился он в 1473 году в польской семье, глубоко связанной с католицизмом - все ее члены были доминиканцами-терциариями, а дядя получил сан епископа. Коперник обучался в Болонском и Пармском университетах, после чего вернулся в Польшу и впоследствии стал каноником в небольшом городке Формборк. Сразу по возвращении на родину он погрузился в астрономические наблюдения, написав в 1514 году "Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям". В нем излагались начатки гелиоцентрической теории, которые дошли до Папы Климента VII и вызвали интерес в Риме. Главный труд Коперника, "О вращении небесных сфер", был опубликован в 1543 году, когда автор был уже при смерти.

Следует учитывать и то, что в первоначальном виде гелиоцентризм не давал серьезных преимуществ при составлении астрономических таблиц. Как писал историк науки Томас Кун "теория Коперника не была более точной, чем теория Птолемея, и не вела непосредственно к какому бы то ни было улучшению календаря".36 Потому она смогла завоевать прочное положение в астрономии лишь после открытия Кеплером законов движения планет, изложенных им в книге "Epitome Astronomiae Copernicanae ", изданной в 1617-21 годах.37

10.jpg

Коперниканское учение долгое время не вызвало никаких нареканий со стороны церковных властей. Но в 1616 году комиссия теологов отвергла гелиоцентризм, что впоследствии послужило основанием для осуждения Галилея в 1633 году. Этим деспотичным и на редкость неумным действием католическая церковь подорвала свой авторитет в научном мире Европы. Она пренебрегла до сих пор актуальным советом выдающегося теолога и учителя церкви Альберта Великого, который писал:

"Весьма часто бывает так, что некий нехристь имеет глубокие познания в делах земли, неба и других сущностей мира сего, основанные на разумном рассуждении или наблюдении, и вельми прискорбно и недушеполезно, ежели христианин, рассуждающий о сих предметах в меру своего понимания Писания, оказывается столь далек от истины, как запад далек от востока, и несет такую чушь, что тем становится нехристям в посмеяние; того же следует всячески избегать."38

К счастью, процесс над Галилеем был скорее исключением, и церковь, в лице множества выдающихся деятелей науки, немало способствовала развитию человеческого познания (прим.ред.: процесс процессом, но напоминаем, что на костре Галилея не сжигали, он умер в своей постели 8 января 1642 года в возрасте 78 лет, через девять лет после вынесения приговора и пятимесячного заточения на вилле).

Церковники-ученые Средних веков

Сам Альберт (1200-1280 годы), ученик Падуанского университета и монах-доминиканец, помимо теологических изысканий известен как разносторонний исследователь. Он занимался ботаникой, астрономией, минералогией и зоологией. Как химик, он первым выделил мышьяк в чистом виде. Перу Альберта принадлежат энциклопедические труды "De animalibus" (О животных), "De vegetalibus et plantis" (О растениях), "De mineralibus" (О минералах), "De caelo et mundo" (О небе и мире), "Speculum astronomiae" (Зерцало астрономии).

Францисканский монах Уильям Оккам (1285-1347 годы) более всего известен как создатель бритвы, носящей его имя. Принцип бритвы Оккама: "не следует множить сущее без необходимости". Он стал важным правилом научной работы, предписывающим использовать по возможности более простые объяснения взамен усложненных. Оккам известен также как один из последователей номинализма - учения, согласно которому общие термины (универсалии) не являются реальными объектами, а лишь обозначениями совокупности конкретных физических явлений. В противовес номиналистам наследники идеалистической философии Платона считали универсалии реальной частью объективного мира (подобно платоновскому миру идей), отчего их называли реалистами. Отход от такого идеалистического реализма является несомненной заслугой Оккама, благодаря которому, по словам Майкла Суинна, произошел "поворот средневековой философии к материальному миру, потребовавший обращения к Аристотелю".39 Новой была и идея Оккама о недоказуемости существования Бога с философской точки зрения, которая способствовала отделению теологии от философии и научного исследования.40

Важную роль в развитии научного метода сыграл епископ Линкольна и канцлер Оксфордского университета Роберт Гроссетест (1170-1253 годы). Он считается основоположником методологии контролируемого эксперимента, впрочем, редко применявшегося им на практике, и сторонником широкого использования математики в объяснении природных явлений.41 Гроссетест понимал науку как обобщение результатов конкретных наблюдений в теорию, из которой впоследствии можно делать выводы о поведении природных явлений.

11.jpg

Продолжателем идей Гроссетеста был монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292 годы), профессор теологии в Оксфорде. Он продолжил оптические изыскания Гроссетеста, разработав теорию преломления лучей и перспективы, писал труды по механике, астрономии, химии и ботанике. Предложил реформу календаря, сходную с той, что была реализована Григорием XIII три столетия спустя. Также Бэкон с куда большим основанием, чем полумифический Бертольд Шварц, считается одним из первых европейских исследователей, описавших состав и действие пороха. Известен жесткой критикой духовенства, отступавшего от христианских идеалов, за что даже заключался под стражу, но и там не прекратил работу. Представление Бэкона о могуществе и перспективах науки блестяще описал Умберто Эко в "Имени розы":

"Рогир Бэкон, наш чтимый наставник, учил, что в некий день промысел Господень обратится к механизмам, они же суть орудия природной священной магии. Тогда из природных средств создадутся орудия судоходства такие, коих силою корабль пойдет под водительством одного лишь человека, притом пуще нежели ходят под парусом или на веслах. Явятся и повозки “без тварей борзо влекомы нутряным напором такожде махины на воздусех плывущи ими же муж воссед правит дабы крыла рукотворны били бы воздух по образу летучих птах”. И малейшие орудия, способные подъять несметный груз, и колесницы, странствующие по дну морскому."

Немалый вклад в развитие физики сделал сорбоннский ученик Оккама Жан Буридан (1300-1358 годы), известный католический богослов и логик. Он разрабатывал теорию импетуса, импульса, передаваемого одному телу от другого и исчезающего под воздействием сопротивления внешней среды. Эта теория стала провозвестником понятия инерции в классической физике, отойдя от устаревшей физической теории Аристотеля.42 Буридану также приписывается авторство парадокса буриданова осла. Хотя в его работах такой задачи не обнаружено, Буридан поднимал темы выбора и морального детерминизма.

Немалый вклад в науку внес уроженец Португалии Педру Жулиан (1210-1277 годы), известный также как Петр Испанский, ставший Папой под именем Иоанна XXI. Историки спорят о его биографии - неизвестно даже, учился ли он в Парижском университете или же в Монпелье - но сходятся в том, что он был человеком большой учености. В Сиенском университете он занимался медицинскими исследованиями. Ему приписывают авторство книги "Practica medicinae, quae thesaurus pauperum nuncupatur"(Медицинский практикум, именуемый сокровищем для бедных), в которой содержатся советы по фармакологии и контрацепции. Эти рекомендации по утверждениям современных исследователей весьма эффективны, и потому можно полагать, что в то время женщины обладали куда большими возможностями контроля над рождаемостью, чем это считалось ранее.43

Закончим же список знаменитых ученых, чья деятельность связана с церковью, упоминанием о итальянском францисканце Луке Пачоли (1445-1517 годы), крупнейшем европейском математике XV века. Его "Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalità" (Сумма арифметики, геометрии, отношений и пропорций), которая продолжала идеи "Книги абака" Леонардо Фибоначчи, содержит большое число алгебраических операций и геометрических задач. Пачоли ввел в употребление синкопированную запись - предшественницу современных алгебраических символов. В его труде содержится "Трактат о счетах и записях", последовательно излагавший правила двойной бухгалтерии. По этой причине Пачоли стали считать основоположником современного бухгалтерского учета, хотя он скорее скомпилировал и свел воедино приемы венецианских купцов, сделав их достоянием общественности, а не изобрел их сам.44

Весь этот список, весьма неполный, призван продемонстрировать, что отношение католической церкви к научному прогрессу далеко от негативного. Она дала Европе плеяду блестящих ученых, стоявших у основ развития современной науки. Церковь содействовала развитию образования, от начального до высшего. А церковные организации, в особенности монастыри, стали инициаторами важных технических усовершенствований. Потому можно с полным основанием утверждать, что христианство и связанные с ним организационные формы оказали позитивное влияние на развитие средневековой Западной Европы. А Средние века, вопреки устоявшимся представлениям, являются не эпохой технического и социального упадка, а временем поступательного прогресса, необходимым этапом на пути к современной цивилизации.

Конклюзия, сиречь заключение

Конечно, моя статья не вправе претендовать на полноту и является лишь кратким изложением темы. Но и такого изложения достаточно, чтобы понять значимость прогрессивной роли христианства и его религиозной организации в истории Европы. Распространенный взгляд на христианство как на средоточие мракобесия, противодействующее всякому просвещению, страдает примитивизмом политической агитации, не базируется на должных фактических основаниях и антиисторичен. Тиражируя подобные взгляды, атеисты сами отходят от научной истины и оказываются во власти идеологических предрассудков, не имеющих ничего общего с реальностью. Это не идет на пользу ни атеистическому движению, которое становится объектом вполне справедливой критики, ни просвещению людей, которое считается целью этого движения.


СНОСКИ

  1. К. Каутский, "Происхождение христианства", отдел IV, гл. 5, разд.5
  2. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", гл VII
  3. Ibidem
  4. Pita Kelekna, "From Han China to the Industrial Era"
  5. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 3, разд. "Практические искусства"
  6. Ibidem
  7. Ibidem. См. также Камиль Галеев, "Теория гидравлического государства К. Виттфогеля и ее современная критика" со ссылкой на статью Дункан Сайер "Medieval waterways and hydraulic economics: monasteries, towns and the East Anglian fen"
  8. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", Гл. 3 Разд. "Монахи как технические советники"
  9. Жорж Дюби, "Европа в Средние века", гл. "Бог есть свет"
  10. Сайт аббатства Фонтене, рассказывающий о его истории и реконструкции как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО
  11. Paradoxplace.com
  12. William of Malmesbury, "Gesta regum Anglorum / The history of the English kings"
  13. Е. Шиховцев, "Вакуумный аэроплан Артюра де Боссэ", Вставная глава "Жизнь Франческо Терци де Лана"
  14. "1679-1681 R P Verbiest's Steam Chariot". History of the Automobile: origin to 1900
  15. Фернан Бродель, "Материальная цивилизация, экономика и капитализм", т. 1, гл. 5, разд. "Водяные двигатели, ветряные двигатели" См. также Терри С. Рейнолдс, "Средневековые корни промышленной революции"
  16. Ibidem
  17. Ibidem
  18. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", гл VII
  19. Жорж Дюби, "Европа в Средние века", гл. "Бог есть свет"
  20. Филиппов Б., Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв.", разд. Х
  21. Ibidem
  22. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 5, разд. "Кафедральная школа в Шартре"
  23. Ibidem
  24. Филиппов Б., Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв.", разд. Х
  25. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 4
  26. Ibidem
  27. Ibidem, гл. 5, разд. "Кафедральная школа в Шартре"
  28. Филиппов Б., Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв.", разд. Х
  29. "Historical Dictionary of Late Medieval England, 1272-1485", Chichele, Henry, Archbishop of Canterbury
  30. John W.O'Malley, "How the First Jesuits Became Involved in Education"
  31. В. Смирнов, И. Южанинова "История образования и педагогической мысли", ч. 1, § 6. "Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания" См. также лекцию А. Серегиной "Реформация: рождение современной Европы" на 41 минуте
  32. В.В. Святловский, "Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст.", гл VI
  33. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 5, разд. "Кафедральная школа в Шартре"
  34. Sanjib Kumar Ghosh, "Human cadaveric dissection: a historical account from ancient Greece to the modern era", U.S. National Institutes of Health's National Library of Medicine
  35. Фома Аквинский, "Сумма теологии", т. 1, вопрос 1 "Сущность и значение священного учения"
  36. Т. Кун, "Структура научных революций", гл. XII
  37. Ibidem
  38. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 5
  39. М. Суини, "Лекции по средневековой философии", лекция 21
  40. Ibidem, лекция 20
  41. Edward N. Zalta, "Stanford Encyclopedia of Philosophy", Robert Grosseteste
  42. Olaf Pedersen, "Early physics and astronomy: a historical introduction", Force and motion in the Middle Ages, The impetus theory
  43. John M. Riddle, "Contraception and Abortion from the Ancient World to the Renaissance"
  44. А.И. Щетников, "Лука Пачоли и его трактат "О божественной пропорции"

<предыдущий раздел