Государство против церкви: два типа управления
27.02.2014
7432 просмотра
Дарья Косинцева

Чем больше я читаю книжки по менеджменту и слушаю умных экономистов, тем больше я понимаю, что Евангелие - это собрание прекрасных практик и по организационному менеджменту, и по личной эффективности. На эту тему очень много мыслей. Пост про маркетинг Бога и сатаны был из этой серии. Продолжить хочу, например, вот этим:

Ч. 2: "ГОСУДАРСТВО" ПРОТИВ "ЦЕРКВИ": ДВА ТИПА ЛИДЕРСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

Читала когда-то интересный текст, что Христос вообще-то очень странный лидер для очередной религиозной секты. Мало того, что бросил своих последователей, так еще и сразу про это предупреждал! Причем бросил в самый неподходящий момент, растерянных и деморализованных.

И каким-то образом эти ребята таки смогли создать неплохо развивающуюся организацию в довольно неблагоприятной среде. В этом же тексте было сказано, что первые христиане с точки зрения социологии ведут себя как группа, у которой есть лидер, но этот лидер - невидимый.

Так вот, распятие Христа с точки зрения менеджмента было довольно радикальным примером делегирования полномочий. И, как оказалось, эффективным!

Как знают многие руководители по своему опыту, делегировать полномочия ой как тяжело. В итоге они годами не выходят отпуск, потому что оставить свое дело вот этим вот?! Да вы что, все же развалится! В итоге весь производственный процесс завязан на единого и неповторимого руководителя, а все остальные так и остаются в статусе винтиков.

Христос поступает совершенно иначе. Он отходит в сторону!

На всем протяжении Евангелия апостолы выглядят довольно уныло на фоне Христа (он, сами понимаете, полубог). Он явно давит их авторитетом, и поэтому он так торопится уйти. Хотя сатана, наоборот, искушает его давить авторитетом по максимуму: делать хлебы из камня, летать на ангелах и править миром.

Вместо этого Христос умирает. Вместо своего давящего авторитета Христос стремится оставить «корпоративные ценности». Причем их важность он демонстрирует собственным примером: в пользу этих ценностей он жертвует жизнью. Это стиль управления, который разительно отличается от того, когда людей искусственно, из-под палки заставляют соответствовать какой-то там корпоративной культуре, при этом самим руководителям на эту культуру совершенно забить. Главное - быть жестким руководителем! Тогда все будет работать!

Искушая Христа в пустыне, сатана как раз предлагает ему весь арсенал лидерства: власть, бабло (хлебы) и административный ресурс (прыгай - и ангелы тебя подхватят!). А уж Божий сын-то вообще должен быть прирожденным лидером, сами понимаете. Но он отказывает и вместо этого идет на крест.

Отсюда вывод, что Христос на фоне сатаны (который, как известно, князь мира сего) - это руководитель совершенно нового формата, который изначально настроен не на "кнут и пряник", а на делегирование полномочий, твердую корпоративную культуру, выращивание и обучение сплоченной команды, а главное - доверие людям, которое позволяет им открыть совершенно неведомые ресурсы. 

Собственно, Христос создает Церковь как организацию нового типа именно в противовес земной власти цезаря, который орудует кнутами и пряниками.

Из этого наблюдения можно делать много выводов в разных сферах.

Например, тот, что, конечно, любая компания, которая хочет быть эффективной, должна быть немного Церковью... ну ладно, немного сектой. А любую компанию, которая становится немного "государством", ждет неминуемый упадок.

Еще вывод: что никакой симфонии между Церковью и государством быть не может: это две конкурирующие управленческие системы.

Или то, что любой руководитель должен для пущей эффективности подражать Христу. Кстати, я недавно начала замечать, что чем выше статус у человек, тем больше вероятность, что он верующий. Не из какого-то раболепия перед традицией (это люди достаточно независимо мыслящие), а просто потому что они на практике познают ценность евангельских принципов.

Еще по теме:
СМИРЕННЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
КАК БЫТЬ НАЧАЛЬНИКОМ И ХРИСТИАНИНОМ? №2
КАК БЫТЬ НАЧАЛЬНИКОМ И ХРИСТИАНИНОМ? №1