Гуру-батюшки: за что запретили красноярских священников
29.12.2016
8581 просмотр
Дарья Косинцева

На днях мы тут подняли вопрос об отлученных красноярских священниках. Спасибо всем, кто прислал мне информацию на тему. Выяснилось, что дело тут вовсе не хитрых происках, косности и зависти священноначалия. “Другой формат”, который не поддержали в Церкви, оказался уж очень “другим”. И дело тут не в неприятии Церковью соцсетей (проект “Батюшка онлайн” вполне себе работает). Просто батюшки, похоже, в процессе обновления излишне глубоко погрузились в нью-эйдж и слились с харизматами:

“Петр Боев и Иван Логинов без благословения священноначалия, что является грубым нарушением, приняли участие в Христианской Молодежной конференции страны «ЮС16» в Москве, которую проводила неопятидесятническая секта «Слово жизни». На этой конференции Петр Боев выступал в качестве спикера. Кстати, попал он туда с подачи активного и деятельного красноярского неопятидесятника Андрея Еловикова, с которым Петр Боев ведет проект «УЧЕНИКИ. Разговор православного и протестанта». Также Андрей Еловиков активно рекламирует Альфа-курсы в Красноярске.
- 10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».
- 65-е правило святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».
- 33-е правило Лаодикийского Cобора: «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем»”.

Вопрос, на самом деле, очень важный и интересный. А как же тогда миссионерство - спросите вы? Почему бы не считать это все миссионерством? Однако тут очень тонкий момент: молитва - это не просто лекция или разговор. Это такое живое деятельное согласие. Это согласие, кстати, явно видно на фото и видео с той самой конференции, где Петр Боев анонсирован как “воплощенная любовь”. Там возвышенная проповедь в стиле “я гуру добра” переходит в неконтролируемые массовые обнимашки.

Tn4GKQoBN5Q.jpg

1EDCXaveXKA.jpgnT5YgIPI0n8.jpg

Честно говоря, это видео не вызывает у меня хорошего чувства. Нью-эйджем от него слишком веет. И слишком горячей любовью к обнимашками с девушками (я как-то о нем писала в посте о гуру. Говорят, на батюшек пожаловались, что они соблазняют чужих жён (это к вопросу о “серьезных нарушениях норм личной жизни священника”). Очень хочется верить, что это навет - но глядя на это видео, я не могу сказать, что это уж совсем нереалистично. Если бы я была мужем, чью жену обнимали бы с той же братской любовь, я бы напряглась.

hIV3bTMZOQ0.jpg
А еще мне прислали вот такую ссылку

Цитирую:
“Открытая встреча с запрещенными служителями РПЦ. Архитектура Духа - новое направление, созданное двумя мастерами. Суть их жизни - дружба, безграничная свобода и духовное творчество. Благодаря тому, что они очень разные, их единство обладает огромным духовным потенциалом и исцеляющей силой Присутствия. В их жизни и совместном служении Суть проявлена всегда разными и непредсказуемыми оттенками. Они передают не знания и не концепции, а живой опыт вхождения в глубины Духа. Приглашаем вас в атмосфере доверия, открытости и внутренней сонастроенности начать взаимодействовать с самими собой, с собственной глубиной и со всем тем, что уже составляет внутреннее богатство каждого человека. Основываясь на абсолютной уверенности в изначальной Красоте и отталкиваясь от промахов и ошибок лишь как от искаженных воплощений духа, учителя помогают открыть в себе духовные импульсы и подлинное основание для любви и творчества”.

Вы знаете, я вот прям сама открытость. Я считаю, что надо со всеми общаться, с атеистами дискутировать, с буддистами дискутировать. А если уж очень хочется можно и Ошо читать, и медитировать, если ты в целом в духе Церкви и именно ее учение для тебя - ОСНОВА. По ощущениям, надобность в Ошо и медитациях быстро отпадает при близком знакомстве знакомстве с Отцами - у них интереснее. То есть можно легко и непринужденно подминять под православие все эти нью-эйдж темы. Но тут я вижу другое: тут нью-эйдж тема подминает под себя православие, которое как-то отодвигается на второй план. И вот когда я читаю этот текст, про “учителей духа” и их новое учение “архитектуру духа”, я понимаю и обвинения в кощунстве. Бати конкретно погрузились в нью-эйдж.

Вообще-то я даже не против платных тренингов, которые бати проводили и которые им ставят в вину: у священников зарплата сами понимаете какая, не мне их судить. Вопрос - в содержании этих тренингов.

В общем и целом, почитав и посмотрев всё вполне могу поверить в обвинения в сектантстве. Культ личности и гуру-сидром тут явно присутствует. Налицо, как сказал мне один из комментаторов, “насаждаемая в церкви эзотерическая франшиза” И прямо целиком и полностью могу согласиться с решением епархиального суда. И самочинное внесение изменений Литургию кажется мне в этом свете просто очередным проявлением гуру-Я: я - учитель духа и свет истины, что хочу с Литургией, то и делаю, и никого не спрашиваю. Как выяснилось, речь идет вообще о совместном богослужении с пятидесятниками (!)

Какие из этого интересные выводы я делаю?

Во-первых, снова грусть-печать про отсутствие внятного публичного диалога в Церкви по важным проблемным вопросам. Церковный суд длился неделями, никакой информации о нём, все закрыто, итог - страничка скудного текста. Без цитат, без фактов, без конкретики.
Как сказал мне один подписчик в личке, “в каждой епархии свои Лютеры и Кальвины. А против них Волоцкие и Геннадии”. А в публичном поле тем временем - пустыня. И вместо обсуждения, пусть и с противоречиями, вместо компромисса (в этом, по-моему, и суть соборности) - люди по углам перегибают каждый в свою сторону. Кто в царебожие, кто в нью-эйдж.

Во-вторых, встает, конечно, вопрос про миссию. Что православному, который в церкви хочет чего-то, кроме трёхчасовой литургии на церковнославянском, настолько некуда приткнуться, что он прилепляется к пятидесятникам или ошо-поклонникам. Мало внятных православных книг, написанных на понятном языке о главных христианских темах: свободе, любви, духовном росте. Нет общепринятых практик - и в итоге на местах народ может дойти и до вот такого в поисках живого слова веры. Очень жаль, что в итоге под запрет попали единственные красноярские священники, которые имеют хоть какой-то медийный потенциал, которые давали комментарии в СМИ - и эти же СМИ, конечно, активно написали про их запрет. В итоге - очередной удар по репутации Церкви. И никто даже не отвечает внятно на эти публикации - если, конечно, не считать “церковным СМИ” этот бложик. Не хотят отвечать? Не могут? Не считают нужным?.. Жаль. В итоге Церковь всё больше представляет себя no comment организацию. Всё в попытке “защитить паству”, видимо. А зря.

В-третьих, ребром становится вопрос о православной психологии, которой тоже сейчас кот наплакал, и этим тоже никто особо не заморачивается. Много вообще вы видели книг с грифом “психология для православных”? Много встречали приходских психологов? Результат понятен: народ утоляет духовную жажду на Тренингах вселенской гармонии в очередном Центре внутреннего совершенства.

Кстати, все эти три темы я стараюсь понемногу тянуть на этот ресурсе, и чувствую себя как там маленькая лошадка, которой живётся несладко, мне трудно нести мою ношу.. но всё равно буду тянуть и не брошу %) Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы эти три направления системно развивались самой Церковью. Такие истории лишний раз подтверждают, что всё это критически нужно. А за батюшек остается только помолиться. Очень жалко, что эти оригинальные, яркие, душевные, умные люди не смогли найти в православии того, что искали, и их утащило в сторону.