Имеет ли Церковь право быть "современной"?
22.12.2016
2516 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: о. Дмитрий Ласкин
Источник

Есть такое современное(sic!) обвинение в искажении церковной жизни , исходящее в основном от считающих себя "ревнителями и хранителями". "Этот священник-модернист!" Что же означает это понятие? В каком случае оно является искажением и достойно обвинения, а в каком, напротив, свидетельство о том, жизнь жительствует,что зерно упало на добрую почву и дало всходы, но они колят глаз, и поэтому их желательно срочно закатать в асфальт.   


"Идущий в ногу со времнем", - это, скорее, модернист (модерн, - значит современный, идущий со временем, от лат. modernus — «современный).
Это нормальное (т.е. здоровое и адекватное восприятие окружающй дествительности). И по духу Новoго Завета, модернизм является истинно христианским явлением. Церковь непрестанно развивается в ногу со временем. Достаточно сравнить церковную практику первых веков, средних, современных, чтобы увидеть, что она находится в непрерывном развитии и видоизменении. Жизнь (и Жизнь Церкви) нельзя влить в бетон мертвой буквы. Тогда это уже кладбище с надгробиями, а не Жизнь. 

Новый Завет - это вечное обновление. Это Весна и Жизнь. 

А обновленчество (живоцерковничество), носит конкретное историческое приложение, когда большевики решили использовать вполне здоровое внутрицерковное движение за давно назревшее реформирование богослужебной практики. И политизировали, в принципе, нормальное церковное явление (регулярное обновление устаревших и утративших смысл моментов), подчинив некоторых сторонников реформ своим политическим целям и создав раскол внутри Церкви. 

Если бы не Революция, то Всероссийский Собор в нормальном порядке принял бы целый ряд необходимых реформ и этого раскола не случилось. Но большевики не дали Собору нормально работать. 

Когда в церковное реформирование вмешиваются светские власти, всегда случается раскол (вспомните старообрядческий раскол в России, протестантские войны европейской Реформации). Никто не должен служить времени, вместо Бога. Но Богу можно служить только во времени, ибо Бог положил времена и сроки: и ныне, и присно и во веки веков. 

Заметьте, что в славословной формуле нет только прошедшего времени. "И ныне" - настоящее (модерн), "и присно" - всегда "и во веки веков" - будущее вечно. 

Только, когда закончатся времена и откроется Будущий век, начнется служба Богу "вне времени".