История и Бог: к 100-летию Октябрьской революции
07.11.2017
3278 просмотров
Юрий Беспечанский

Источник: NaCl: христианство с солью

Я родился и учился в школе в Советском Союзе. На уроках истории в школе нам рассказывали о героях Гражданской Войны, героях-красноармейцах (Чапаев, Сергей Лазо, Дзержинский, Щорс, Котовский, Блюхер), которые доблестно, с горячим сердцем и чистыми руками сражались за святое рабочее и народное дело, и о «белых извергах», жадных, кровавых, лицемерных, которые мучали народ, пытаясь вернуть его к отвергнутому ненавистному царскому режиму (Деникин, Колчак, Врангель). Было снято множество патриотических фильмов на эту тему.

В третьем классе я пел в школьном хоре и вдохновенным фальцетом выводил слова припева «Песни о Ленине»:

Ленин – всегда живой, Ленин – всегда с тобой
В горе, надежде и радости!
Ленин – в твоей весне, в каждом счастливом дне, 
Ленин – в тебе и во мне!

Верил ли я всем сердцем в то, что пел, и в то, что нам преподавали на уроках истории? Вряд ли. На переменках мы, совсем еще юные мальчишки, травили скабрезные анекдоты про «героев Революции», самым безобидным из которых был «двуспальная кровать "Ленин с нами"»…а уж про серию анекдотов о порочной связи Василия Ивановича Чапаева с верной Анкой-пулемётчицей и говорить нечего.

Отсюда возьмём первый урок истории, вспомнив историю распада СССР. Урок в том, что страны и государства разрушают не войны и экономические кризисы: их разрушают ложь, страх и лицемерие, когда официально – под страхом и давлением – произносится одно, а за кулисами – прямо противоположное. Иисус Христос говорил: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф. 12:25). Физический распад царств начинается с распада царств в сознании, с утраты скрепляющей людей внутренней веры. Или, как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце», любая разруха начинается с разрухи в головах.

…Но вот прошли годы, и нынешние учебники истории и новые патриотические фильмы учат прямо противоположному: о белых героях, страстно преданных православной вере, царю и отечеству, своим женам и детям, и о красных «бандитах», беспринципных безбожниках, уничтоживших «святую Русь»… И вот теперь мы эту самую святую Русь пытаемся возродить, возвращаясь к «корням».

Где же правда? Многие, как тогда, так и сейчас, полагают, что ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ НЕТ и что история предназначена для того, чтобы на примерах прошлого обслуживать современную идеологию – разную для разных стран и народов. Как-то я ехал в такси, и водитель включил радио: там обсуждалась тема сталинских лагерей и ГУЛАГа. И некий историк и политолог сказал дословно так: эта тема сейчас неактуальна, на нее «нет социального заказа»… проще говоря, властям и народу России неинтересно читать и слушать про ужасы прошлого, им бы подать из истории что-нибудь «патриотичное» для вдохновения.

Однажды я случайно посмотрел один такой недавний «патриотический» телесериал из 4 серий. Сериал называется «София». Повествует он о временах царя Ивана III, свергнувшего ордынское иго. О его праведной жене Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, о становлении концепции «Москва – Третий Рим» и зарождении величия Московской Руси.

Снят сериал (внимание!) по заказу Министерства обороны России. Общее впечатление – праведный, честный и искренний православный царь, его праведная, кроткая, но твердо преданная православной вере жена – и множество врагов вокруг. Вот – коварные католики, беспринципные воры, которые, не гнушаясь ядом и подкупом, пытаются склонить Русь к унии с Папой Римским. Вот – не менее коварные и беспринципные новгородские «еретики», похожие на сектантов из советских антирелигиозных фильмов, тайно собирающиеся по ночам и читающие книги по астрологии и труды Леонардо да Винчи. Вот – мудрый московский митрополит, и – вершина патриотизма – вот русские полки, идущие громить хана Ахмата под троекратный возглас «С нами Бог!»… Короче, четкий заказ очевиден: враги с тлетворного Запада, террористы с коварного Востока, и… тут рождается Русь-Лебёдушка, с твердой православной верой и православным воинством противостоящая мировому злу… Впрочем, другие исторические источники пишут ровно наоборот: о коварстве царицы Софьи, хитростью уничтожавшей соперников для укрепления власти себя и своего мужа.

Я уже писал выше, что царства и народы уничтожает ЛОЖЬ. А что такое ложь? По словам Йозефа Геббельса, наилучший род лжи – это ПОЛУПРАВДА, самое изощренное орудие любой пропаганды. Мир делится на «наших» и «чужих». «Наши» по определению святы, «чужие» по определению вышли прямо из ада.

А каково в реальности? Осмелюсь предположить (исходя из опыта собственной жизни и жизни окружающих), что в реальности всё причудливо перемешано: в одних ситуациях ты ведешь себя как настоящий герой, в других – как последняя сволочь, иногда в один и тот же день… Возможно, к итогу жизни и выяснится, что же в нас «перевесило»: героизм или сволочизм. А возможно, мы так до конца этого не узнаем – даже про себя, не говоря уже и о других – поэтому Евангелие и призывает нас не судить, а отдавать весь суд БОГУ, видящему сокрытое в сердцах…

Я редко смотрю телесериалы, но как-то мне удалось посмотреть исторический сериал ровно с такой концепцией: английский сериал «Тюдоры» об истории короля-реформатора Генриха VIII и шести его жён – я посмотрел все 80 серий, не в силах оторваться. Меня покорила РЕАЛИСТИЧНОСТЬ сериала: хотя я плохо знаю английскую историю, но хочется верить, что «так оно и было». Почему? Потому что ВСЕ персонажи фильма очень неоднозначны: в них причудливо переплетены героизм и сволочизм, честность и коррумпированность, добро и зло – нет положительных и отрицательных героев, ровно как в жизни. При желании поступки любого персонажа фильма можно как осудить, так и оправдать.

Правда истории – показывать ВСЁ, всю полноту картины. В этом плане идеал исторического описания – ветхозаветные книги Библии. Кто-то находит там героизм и мужество царей Израиля, кто-то обращает внимание на их ужасающие деяния: часто это ОДНИ И ТЕ ЖЕ персонажи. Причем, авторы Ветхого Завета обращают внимание не только на дела персонажей, но даже на состояние их сердца: «И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2 Пар. 25:2). В чьих интересах была написана история Ветхого Завета? В ней не заметна никакая «ангажированность»: ни проеврейская, ни антиеврейская.

Но – ЗАЧЕМ и КОМУ нужна такая история? Во-первых, она нужна БОГУ, коль скоро именно Он – Творец и хозяин истории людей, хотя люди совершают поступки вполне свободно. Во-вторых, она нужна НАМ: ибо только на полноте ПРАВДЫ можно чему-то реально научиться на примерах прошлых персонажей.

Как-то немецкий канцлер Отто фон Бисмарк сказал: «История либо учит, либо она же проучивает». Она учит тех, кто пытается у нее искренне учиться. Она проучивает тех, кто пытается использовать ее, как публичную девку, в своих «интересах», для манипуляции сознанием людей: таковые обречены бесконечно повторять ошибки прошлого.

Вот один из уроков, который я вынес из английского сериала «Тюдоры». Среди множества коррумпированных персонажей, обуянных различными страстями, там есть один «святой»: причисленный католической Церковью к лику святых друг короля Генриха и лорд-канцлер Томас Мор – верный семьянин, преданный Католической церкви и отказавшийся присягнуть другу-королю как главе Англиканской церкви, за что обезглавленный… Но этот честный человек не очень умел делать практические дела, в отличие от насквозь коррумпированного кардинала Уолси. И – самое главное – Томас Мор начал казни лютеран; казнил немного, всего 6 человек – но «всех за дело», как еретиков.

Человек был уверен, что ОН ЗНАЕТ ИСТИНУ и действует от имени истины, заключенной в Католической церкви. И я вдруг подумал, что честный и чистый Томас Мор – это предтеча таких персонажей истории, которые многим кажутся зловещими: Ленина, Сталина или Гитлера. Вдумайтесь – это не были изверги и патологические убийцы. Это были люди, свято верившие в ИДЕЮ, ради которой можно пожертвовать жизнями тысяч или миллионов людей, неважно как она называлась: христианская, истинно арийская или коммунистическая. Насколько опасны «идейные» люди! Их жестокость «ради истины» может быть безграничной.

Возможно, гораздо проще иметь дело с нормальными грешными людьми, коррупционерами – они могут друг с другом договориться, и с ними можно договориться. Как писал Иосиф Бродский в «Письмах к римскому другу»: 

Говорят, что все наместники – ворюги,
Но ворюги мне милей, чем кровопийцы.

Октябрьская Революция здесь – лишь повод к историческому размышлению. Но давайте подумаем о сложности и неоднозначности ее персонажей. Советский вождь Владимир Ленин, с рациональной идейной жестокостью беспощадно расправлявшийся с врагами, плакал навзрыд на могиле своей возлюбленной Инессы Арманд. А последний император Николай II, человек искреннего и религиозного сердца, одним своим решением искренне втянул Россию в Первую мировую войну, искренне защищая православную Сербию от католической Австро-Венгрии и будучи уверен, что Бог хранит помазанную русскую царскую династию.

Однако поскольку историю творит Бог, то события истории – это еще и арена суда Божьего над ее персонажами. А Бог, как мы знаем из Библии, не терпит лжи и лицемерия. За что Бог допустил поругание атеистами-большевиками православной Империи, «Третьего Рима»? За то, что русская Церковь фактически слилась с русским государством, не столько просвещая народ, сколько обслуживая правящую династию: об этом писали Николай Бердяев и Александр Мень. За то пострадала и династия, и Церковь. Идея «Москва – Третий Рим», средоточие православной «истины» – это еретическая идея, противоречащая Евангелию. Кроме того, русское государство, как хранитель православия, ревниво с помощью полицейских репрессий, каторги и ссылки следило за «чистотой веры» с помощью силы, что также противоречит Евангелию.

За что Бог допустил трагедию распада СССР – советской империи? За то, что эта империя силой, страхом и ложью насаждала государственный атеизм, будучи по-православному уверенной, что Советский Союз является носителем «истины», достойной осчастливить всё человечество.

Я молю Бога, чтобы трагические уроки истории, как истории крушения Российской империи в 1917 году, так и истории крушения СССР в 1991 году, стали уроками для Церкви, для властей, для людей. Изучайте историю, господа и товарищи! Ибо в ее уроках мы можем увидеть руку Бога и мудрость Бога, могущую либо спасти, либо погубить и нас самих.