Либерализм и Церковь
01.08.2016
3490 просмотров
Андрей Марусов

По материалам дискуссии с Максимом Поляковым

Мне кажется, "либерализм" - это все-таки не стремление и открытость к новому. У нас есть замечательный о. А. Шмеман. Точно не консерватор. Жил в Америке. Критиковал современную православную литургическую практику. Его цитата из дневников: 

"Думал недавно: в сущности, наше время, наши "установки" знают четыре позиции, четыре типа отношения ко всему, четыре мироощущения. Это (слева направо) – радикал, либерал, консерватор и реакционер. Но что делать тому, кому одинаково противны, более того – глубоко омерзительны и узколобый фанатизм радикала, и бескостное всепонимание, всеприятие и поверхностность либерала, и глупость консерватора, и нравственная подлость реакционера?..."

Вот так вот он его, либерализм этот! За что? В его работе "Святая святым" очень четко объясняется. Он критикует Америку за самую глубокую секулярность в истории. Когда религия есть, но она замкнута в гетто. Человек ходит по воскресеньям в церковь, но он и подумать не может, что вера может и должна проникать в его сексуальную жизнь или профессию. Мухи отдельно. Котлеты отдельно. 

Поэтому либерализм есть на самом деле идеология, оправдывающая секуляризм. Человек берет из христианства права, оставляет там обязанность. Берет про прощение, но оставляет про суд. А потом говорит: я освободил себя, я должен по-честному дать свободу и другим. 

И вот тут и начинается это "бескостное всепонимание, всеприятие и поверхностность". Льюис в Англии 50-х писал в эссе "Против чистоплюйства", что Запад запуган тем, чтобы от кого-то отвратиться. Все боятся стать фарисеем, побивающим блудниц, настолько, что теперь надо ввести блудницу в дом и ей улыбаться. 

Есть "либерал", которого клеймит объективно ужасный сайт "Антимодернист". А есть "либерал", которого не приемлет сам Шмеман, или Осипов (Осипов, кстати, не приемлет Шмемана). 

Первое - это, по словам игумена Петра Мещеринова, просто зависть и черно-белое советское мышление. 

А второе - это некое видение в корень Шмеманом вот такой позиции: "Церковь же ошибалась. Почему она не может ошибаться во всяких вещах, которые мне лично не нравятся? Вот я хочу жить в "гражданском браке" (условно). Надо же шире на вещи смотреть. Сейчас 21 век на дворе в конце концов". 

Особенность духовного совершенствования состоит в том, что мы истину и правду не познаём РАЦИОНАЛЬНО, а проживаем через Литургическую жизнь. То есть я не могу умом понять то, что через ступеньку. Потому что не настолько я "чист сердцем", чтобы узреть эту Божью истину. 

Это означает, что на определенном уровне я должен просто кому-то ДОВЕРЯТЬ. У меня нет этого опыта, рационально я не могу доказать для себя, что какие-то вещи разрушительны или полезны. Я их не прожил. Но я доверяю Церкви. 

Вот тот же Осипов говорит: у православных есть доверие Отцам. У католиков - Папе. Лютер провозгласил: "Мой личный Христос - мерило". А у современных неопротестантов уже всё, что на душу легло, - от Бога. 

Поэтому мы говорим о критерии истины. Либо он за пределами твоего сознания, и там, где не понимаешь, ты доверяешь Церкви (естественно, это касается тебя, а не других - не учи тому, что ты сам не прожил. "Не многие делайтесь учителями"). Либо ты делаешь критерием истины самого себя. "Я живу без регистрации и венчания, что-то не вижу вреда особого. Нормальные отношения. У меня на этот счет своя истина". 

Мы говорим, что начало прихода в Церковь - покаяние. Блудный сын. Как начало Нового завета - Иоанн Креститель - учитель покаяния. 

Если я пришел в Церковь с покаянием, то у меня есть и доверие. Я обрушен. Я пришел слушать, а не требовать ответов на вопросы. Я не ставлю себя в позицию эксперта: "А ну-ка убедите меня, докажите, что вот это в моей жизни - реально вредно и разрушительно". 
Человек в такой позиции, он верен Церкви? 

Повторюсь: мы не можем сказать, что наша вера такая рациональная, что у нас на любой вопрос есть идеальный с рациональной точки зрения ответ. Кураев как раз на этом и не близок многим. В определенный момент мы все получаем от Бога ответ на свои вопросы: "Просто верь. Не ищи объяснений. Что тебе до того... ТЫ гряди по мне".