"Матильда" и оскорбление чувств верующих
20.12.2016
1262 просмотра
Алексей Новиков

(с). Алексей Новиков
Общественный совет Минкульта не исключает отмена проката «Матильды» 

Я навскидку, конечно, не вспомню все, но что только наши оскорбленные верующие не хотели запретить. То одну выставку, то другую, то концерт Мерлина Мэнсона. То фильм неправославный, то актер неправильный, то не так сели, но не туда выпустили. Сложно угодить. Причем, ЧСХ, больше чем в половине случаев очередная акция протеста была скорее рекламой. Ну вот кто бы знал о творчестве группы «Behemoth», если бы очередной активист не начал требовать запрета и отмены концертов. Что такое бегемот, спросите вы? А это очередная сцотонистическая группа, количество участников которой примерно равно, а иногда и превышает количество фанатов. Ладно бы стадионы собирали. А Мэнсона так надо не запрещать, а принудительно на его концерты водить, чтобы было понятно, как от глупого миссионерства и лицемерия получаются такие вот импозантные сценические образы. Но это лирика, речь не об этом.

С фильмом «Матильда» прям волшебство происходит. На экраны он еще не вышел, но оскорбиться об него и требовать запрета уже начали. А почему? А потому что в фильме вроде как развивается любовный треугольник между императором Николаем Вторым, его женой, императрицей Александрой Федоровной и балериной Матильдой Кшесинской. Правда, насчет этого мнения расходятся.

«Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это — авторское видение? Нет — клевета на реальных людей», — полагает епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), который вроде как даже сценарий читал.

«Да, у него была невеста, тем не менее он был очень увлечен Матильдой Кшесинской до свадьбы. А после свадьбы — и у нас по фильму — они уже не общались. Они могли видеть друг друга, но никаких взаимоотношений уже не было. Наоборот, после свадьбы он для себя эту историю отрезал. Это факты истории. Какой любовный треугольник? Нет его и у нас», — заявил в ответ Алексей Учитель.

Ну раз фильм не вышел, говорить о чем-то сложно, ибо нет фактуры. Поэтому пройдемся по принципиальным моментам.

  • Первое. Является ли провокацией тема фильма? На мой взгляд, да. Навряд ли господин Учитель не знал, что отношение к последнему Российскому императору у нас сложное, а местами даже болезненно фанатичное. И навряд ли он не мог предположить, какую реакцию вызовет его кино. Хотя если это был хитрый план экономии рекламного бюджета, то он явно удался.

  • Второе. Любовный треугольник или юношеская влюбленность? Вроде как два года они с будущим императором, как нынче говорится, «состояли в отношениях». Википедия говорит, что они были любовниками, но я слышал и более мягкие толкования. Но так или иначе, отношения в любой форме прекратились помолвки цесаревича с Алисой Гессенской в апреле 1894 года. Как это преподносится в фильме – опять же, вопрос-вопрос.

  • Третье. Можно ли снимать такие фильмы о прославленных Святых? Давайте зайдем с другой стороны – прославили-то Николая Второго совсем не за его моральный облик или государственную деятельность. Прославили его и его семью за мученическую кончину в лике страстотерпцев. Так-то можно приводить массу примеров святых, до определенного момента живших не вполне праведной жизнью. Мария Египетская, к примеру. Да и тот же князь Владимир в языческие свои времена не был постником. А ведь стал крестителем Руси, святым равноапостольным князем. И исходя из этого, ответ заключается в том, какую цель преследует произведение, какие акценты расставляет. Если это честный документальный или хоть бы даже и художественный фильм, почему нет? А если это помойка из жареных фактов и сальных подробностей, так тут хоть про святого снимай, хоть не про святого. Вдова легендарного футболиста Яшина после просмотра «Легенды №17» нервно прокомментировала возможность съемки фильма о ее муже, сказав что-то вроде «чтобы я тоже голой задницей в фильме трясла?».

  • Четвертое. Оскорбиться, обидеться и объявить врагом всех подряд на неприятный внешний раздражитель. В настоящее время эта рефлекторная дуга реально в трендах. Поверьте мне, как человеку, который имеет наглость говорить православным пролайферам о том, что запрет абортов не нужен. Выставка не нравится – запретить, экспонаты поломать, хулиганов выставить мучениками. Соцопрос не нравится – объявить авторов в работе на <вставить название> лобби. Климат не нравится – ну хрен ли делать, судьба, винить некого. Я вижу в этом подходе ряд определенных минусов. Почему не использовать этот фильм для того, чтобы напомнить о том, что вообще за персона такая Николай Второй, кто он такой был, что сделал. Просвещение и борьба с мракобесием это наша задача. Если в фильме все поставлено с ног на голову – хохочите над каждым кадром, потрясая пачкой пруфов. А православные и так все знают? Со всей ответственностью, даже не проводя соцопрос, могу сказать, что нет. Кстати, вопрос знатокам: царебожники не оскорбляют ли чувства верующих, равняя Николая Второго со Христом?

  • И, наконец, пятое. Для меня всегда остается открытым вопрос – до каких границ мы распространяем свои религиозные чувства, которые обязательно оскорбятся. Вот взять тот же концерт группы «Бегемот». Ну потусят они там у себя в клубе, порычат гроулом что-то про сатану и горящие церкви. Чем это объединение людей по интересам принципиально, с точки зрения гражданского права, отличается от богослужения, где люди тоже по интересам собираются в неких закрытых помещениях? Ну то есть если с такого концерта люди найдут девственницу и попытаются ее жертвопринести, то это один разговор. А если бабушек переводить через дорогу? Выставка может быть и отвратительной с точки зрения не то что верующего, а даже на вкус вообще обычного нормального человека, так на нее вроде как силком никто и не тащит. Ну нравится человеку композиция из клистирных трубок, которая вроде как церковь изображает. Давайте ему посочувствуем. Что у него в детстве такого случилось, что он к клизмам такую нежную любовь испытывает. «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Ну хорошо, дорогая и любима православная общественность. Добьетесь вы того, что «Матильду» запретят. А что делать, если мусульмане, хипстеры или, прости Господи, сторонники Навального соберут подписи против какого-нибудь очередного мульфильма типа «Князь Владимир» и заставят снять его с ротации. Или там телеканал «Союз» объявят религиозной пропагандой. С подписями и обращениями, понятное дело.

Так что прежде чем возбуждаться по какому-нибудь поводу, на мой взгляд, необходимо оценить степень опасности субъекта возбуждения. А это требует трезвой оценки и здравого размышления.