Осмысленное образование
24.02.2014
9220 просмотров

Либеральная общественность снова охает и вздохает: Димитрий Смирнов предложил ввести в школы «смысл жизни». Между тем, это предложение чуть ли не самое здравое из предложений по изменению школьной программы за последние лет 10. Чтобы не быть голословной, прокомментирую по порядку новость с той же Ленты.ру:

«Заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи РПЦ предложил ввести в школах предмет «Смысл жизни». «Хороши алгебра с геометрией, хороши и география с биологией, хороша и русская литература — но главной проблемы они не решают», — заявил отец Димитрий, подчеркивая, что русским людям необходимо изменить сознание. «Нужно поменять смысл жизни и ее направление», — констатировал священник».

Вы с чем-то не согласны? Если да, то вы давно не общались со школьниками. На настоящий момент школьная программа представляет собой лоскутное одеяло специальных знаний без сколько-нибудь внятной воспитательной канвы: практически никакой предмет не дает повода для рефлексии, осмысления себя и мира, размышлений о судьбах и прочего. Именно поэтому, хотя в школе так много физики и литературы, среднестатическое школьник – это именно что школоло.

«По мнению протоиерея, именно погоня за ложными целями привела к тому, что в России «люди в основном угрюмые и несчастные».

И тут спорить не о чем, достаточно пройтись по улицам любого российского города. Самоопределение, как вы понимаете, школьнику нынче предлагает не школа, а казуальные игры, RPG, гоп-паблики Вконтактике и Дом-2. С соответсвующими психологическими последствиями.

«В качестве основных направлений развития отец Димитрий назвал осознание ответственности перед Богом и людьми, а также исполнение Божьей воли».

Ну вот тут, допустим, можно начинать вопить о свободе слова и экспансии клерикализма.

Пусть.

Представим, что реализуется самый страшный сон атеиста – «Основы православной культуры» станут обязательным предметом с 5 по 11 класс, преподавать его будут исключительно дипломированные попы и исключительно в духе Слова Божьего.

Даже в этом варианте это родит колоссальный культурный скачок в среднем по стране. Потому что школьники начнут ненавидеть православие, читать Ницше и Маркса (как в семинариях 100 лет назад), и уровень их сознания существенно возрастет. 

В единичных случаях, впрочем, предмет будут читать одухотворенные Божьей искрой священники, которые зародят в ком-нибудь искры христианского подвижничества. Да, и такое не исключено.

В любом случае, в школе появится предмет, который даст хоть какой-то повод для целостного осмысления мира. А не просто зазубривания узкоспециальных знаний.