Про либеральное православие
26.02.2014
8558 просмотров
Дарья Косинцева

Либеральное православие – штука очень скользкая. Некоторые думают, что этот блог – либерально-православный. Автор блога когда-то тоже так думала. Пока не столкнулась с реальным "либеральным православием". Даже если не брать откровенную шизу типа лесбиянок-епископов (тем более что это не из родных пенатов, а причуды заморского протестантизма), на Родине тоже хватает либерального православия. Это такое православие в духе "церкви Pussy Riot", в которую постепенно объединяется некоторая часть московской интеллигенции.

Кто-то из вас помнит мои первые впечатления с новосибирской школы гражданских лидеров, куда в качестве спикера привезли Ирину Карацубу – историка и православную. "Школа гражданских лидеров" – это прохоровский проект, где собирают всякую политоту и околополитоту вроде меня, кормят их в шикарном ресторане и читают им лекции. И вот – тема про РПЦ! Эксперт из Москвы! Я, затаив дыхание, ждала чего-нибудь, этакого антиофициозного полета религиозной мысли... И дождалась сверх ожиданий. "РПЦ – прогнившая структура", "Pussy Riot – носители истинно христианской идеи", "с РПЦ ничего сделать уже нельзя, будем ждать, когда она развалится вместе с кормящей ее структурой", "Что делать нынешним прихожанам? бежать подальше от РПЦ"...

Истинно-христианского во всем этом ничуть не больше, чем в акционизме Энтео – хотя автор бы отпихивалась от этой идеи руками и ногами. "Дьявол начинает с пены на губах ангела", – в который раз, в который раз подтверждается верность этой цитаты. Стиль выступления Карацубы до боли напомнил мне лаконичное "ВСЕ СЖЕЧЬ", услышанное когда-то в мой адрес от человека, с которым Ирина бы не захотела иметь ничего общего – новосибирского "православного патриота", который осуждал мое православное либеральничанье на круглом столе, посвященном, опять-таки, Pussy Riot.

Уровень осмысления проблематики этим историком, экспертом – очень неглубокий. Похоже, что мало знать факты: гораздо важнее иметь способность обобщать и делать выводы. За несколько месяцев любительского изучения темы я уже прошлась по всем тем ужасам про РПЦ, о которых успела рассказать наш эксперт, осмыслила и сделала выводы – но, как мне кажется, несколько пооригинальнее, чем "ВСЕ СЖЕЧЬ!".

В общем, разочаровалась я конкретно. Но не сказать, чтобы расстроилась. Ну мало ли чего бывает, чего только я не наслушалась про православие в последний год. Неоригинальной и неконструктивной критики – тем более. Скучно и глупо? Ну и ладно. Зато хоть покормили...

Но история получила удивительное продолжение.

В зале нашелся человек, который отреагировал на антицерковный наезд гораздо более эмоционально. При этом я даже и думать не думала, что Костя каким-то образом симпатизирует вере – с ним мы познакомились совершенно по другой теме: пикета против политзаключенных. Ну уж точно ни в какие там "православные активисты" он не входит. И тем не менее Костя был возмущен, Костя вопрошал модератора встречи, как вообще такое откровенное разжигание против церкви может быть допущено в приличном обществе, Костя волновался и требовал фильтровать дискурс.

То же самое он продолжил делать и в официальной группе в Фейсбуке, координирующей ШГЛ.

В память об этом событии процитирую Костины посты:

"Карацуба разжигала ненависть к церкви как социальному институту, даже не на уровне Чаплина, а рядового храма где-нибудь в Затулинке и его прихожан. Хороший пример, какой НЕ должна быть цивилизованная публичная политика..."

"...среди русских современников, которые мне особенно дороги, немало протестантов, например, Сергей Переслегин и Андрей Бледный. Но они и не рядятся в православных и православным не указывают на то, что в храмы ходить не надо и вообще традиция говно. Деструктивный был доклад, не критика во благо, а женская истерика по сути"

"Могу повторить свой тезис - в публичной политике следует различать уровни руководства РПЦ, батюшек в храмах, мирян и конкретных активистов, выступающих от имени православных. Оперировать этим как одним понятием нужно с большой осторожностью. Часы и квартиры в Москве у патриарха, а нищий храм на Затулинке, там итак не тесно в воскресную службу. Карацуба РАЗЛИЧАТЬ отказывалась и тем подавала дурной пример ведения этого дискурса"

"Выступление публичного политика должно быть ясным, а в конечном итоге вести к согласию в обществе. На кухне мы можем с вами порассуждать, чего же на самом деле хотела Ирина. А на публике мы имели призывы к отказу от института церкви из уст женщины, которая называет себя православной, но говорит как протестантка. Так из Школы выйдут не гражданские лидеры, а Баламуты. Письма Баламута не читали? )"

Такая вот вполне нормальная позиция, по-моему. Имеющий уши да услышит. Но – не услышали: забанили. Это в школе-то гражданских лидеров! О демократия, о свобода слова.

О торжество тоталерантности.