Про Украину, христиан и демократию
07.05.2014
11794 просмотра
Дарья Косинцева

Я наконец созрела, чтобы написать нечто про Украину – с христианской и политической точки зрения. До этого я молчала, потому что чувствовала, что то, что я могу написать, будет совершенно бесполезно.

Начать хотелось бы с того, чтобы обратиться ко всем христианам, которые хоть что-либо сказали или тем более написали про нынешнюю ситуацию на Украине. Почитайте свои записи. Подумайте о евангельских принципах. Теперь опять почитайте свои записи. Ну, вы поняли. Я поражаюсь, как люди, которые читают святых отцов, Честертона, Льюиса и А. Сурожского, все эти прогрессивные христиане всех конфессий вообще забывают о христианстве, когда возникает РЕАЛЬНЫЙ кейс: оппонент дает тебе по щеке. Причем даже не по щеке, а просто плюет в рожу. Причем даже не тебе, а какому-то абстрактному сообществу типа «бандеровцев», «москалей», «хохлов», «совков» и т.п. Смирение? Не, не слышал. 

Ну беситесь вы, когда оскорбляют Россию/Украину. Почему вы воспринимаете это как повод написать очередное что-нибудь про бандеровцев или совков? Может быть, ваше недовольство - это отличный способ лишний раз задуматься, как вы несовершенны. Христиане, ау, не позорьтесь! То, что вы хотя бы не напишете или не скажете гадость в состоянии «накипело», лучше двухмесячного поста и десятилетнего воздержания. Я уже приводила эту притчу недавно: «Брат спросил старца: "Что есть смирение?" Старец отвечал: "Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло". Брат возразил: "Если человек не достиг такой меры, что ему делать?" Старец сказал: "Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание"» (святитель Игнатий (Брянчанинов))».

Теперь немножко о том, как я вижу то, что сейчас происходит с Украиной.

Можно сколько угодно, например, говорить про «продажных ментов», но я думаю, мало бы кто из нас хотел, чтобы внезапно исчезли все правоохранители. Потому что тогда вовсе не начинает цвести пышным цветом гражданская свобода. Анархия может быть няшной только в обществе святых. В человеческом обществе без «такого-плохого-мента» на поверхность вылезают самые грязные, подлые, агрессивные, девиантные товарищи и начинают строить свою «демократию» уже безо всяких соплей. С Украиной сейчас именно это и происходит.

То есть косная государственная машина занимается не только сплошь тем, что давит свободу и демократию. Прежде всего она давит действительно много всякой нечисти, давая тем самым возможность людям ходить по улицам без оружия и заниматься каким-то производительным трудом. Именно поэтому фуфуфу-реакционер апостол Павел говорит: «Начальник – Божий слуга: он не напрасно держит меч». Именно поэтому Иисус не смотрит на Пилата презрительно и призывает отдавать кесарю кесарево. Революция Иисуса настолько за пределами области ответственности Пилата, что они вообще не конкуренты. Гробит Иисуса не Пилат, усталый чиновник «римского совка», а толпа под воздействием пропаганды.

Именно в эту антихристианскую толпу, а не в гражданское общество сейчас превращаются огромные массы населения Украины в пылу информационной войны. А она открывает в людях все самое худшее. Диву даешься, читая реплики людей, отдавшихся праведному гневу! У знаменитого абсурдиста Хармса есть рассуждение маньяка. Начинается оно так: «Не хвастаясь, могу сказать, что, когда Володя ударил меня по уху и плюнул мне в лоб, я так его схватил, что он этого не забудет. Уже потом я бил его примусом, а утюгом я бил его вечером. Так что умер он совсем не сразу. Это не доказательство, что ногу я оторвал ему еще днем. Тогда он был еще жив. А Андрюшу я убил просто по инерции, и в этом я себя не могу обвинить»... Дальше степень жести и расчлененки пропорционально нарастает, пока не доходит до абсурда, при этом рассказчик продолжает себя оправдывать на протяжении этого рассказа. Но именно в такой абсурдной логике говорят и действуют сейчас реальные жители Украины – потому что такова логика гражданской войны. Но только у Хармса эстетика и литературщина, а в жизни реальные мертвецы – жертвы этой абсурдной логики. Не хотите прощать врага, который плюнул вам в лоб или ударил по щеке? Берите утюг – и бейте, не переставая приводить для этого аргументы. Я поражаюсь, как интеллигентные люди абсолютно серьезно пишут вот такие вот абсурдные тексты: они как будто тупеют от ненависти и гордости и не замечают этого абсурда. Если применить более поэтический термин – они «слепнут».

То есть пока вроде бы «нормальные», но зараженные гордыней люди друг другу что-то там демонстрируют, дерутся подушками и перетягивают одеяло каждый на себя, из-под кровати вылезает такое, чего и не ждали. У этого появляется шанс только в периоды гражданской ненависти, хаоса и анархии. И в этот краткий период это Нечто всеми силами постарается утвердиться, потому что знает, что любые «нормальные» и с той, и с этой стороны, опомнившись, обязательно запихнут его туда, где ему и место, – в самые дальние углы, в ящик, за решетку. Но в пылу гражданской войны, взаимной ненависти и информационной войны убийца имеет шанс выглядеть «гражданским активистом». И он этим шансом воспользуется на полную катушку. Поэтому я рада за крымчан по одной простой причине: они избежали ужасов реальной гражданской войны.

И поэтому я думаю, что одна из главных ошибок тех, кто выступает за майдан, свободу и демократию, – это хоть как-то поддерживать тех, кто убивает и устраивает погромы просто потому, что они тоже вроде как «против рашки и за майдан». Вроде как экстремисты и погромщики сукины дети, но они же наши сукины дети! И вообще, какие убийства и погромы? Не было их. Ну а если были, то их спровоцировали. Никто гражданских не убивал, только российских захватчиков. Или вообще это российский спецназ всех убивал. Ну вы поняли логику. От этой порочной логики нужно срочно отказаться, чтобы избежать человеческих жертв. Это дети в песочнице могут безнаказанно развивать конфликт, кидаясь какашками. Во взрослом мире этот «детский подход» – это трупы, кризис, порушенные судьбы. Свобода и демократия – это для взрослых, для тех, кто умеет трезво оценивать ситуацию и договариваться, а не обижается и кидается какашками. Для «детей», кто договариваться не умеет, всегда нужен «родитель» (государство, Путин, Гитлер – кто угодно), чтобы избежать хаоса на улице. Когда я думаю об украинской политике, обо всех этих уродливых парламентских бойнях, мне вспоминается рассказ Джека Лондона – как там лайки постоянно грызлись, потому что не было одного сильного лидера, и поэтому невозможно было ехать в упряжке.

Я совершенно не разделяю популярную мысль, что «Восток и Запад такие разные, не могут ужиться в одном государстве». Ребята, посмотрите на США: там такие Север и Юг, что никакому украинскому востоку и западу такая разница в менталитетах и не снилась. И ничего, живут же люди – в составе мирового гегемона. И демократы и республиканцы устраивают подковерные интриги в парламенте, а не бросают друг в друга гранаты на улице. С другой стороны, я совсем не уверена, что нынешние официальные россияне и официальные украинцы тоже такие разные, что не смогут ужиться в одном государстве. На мой взгляд абсолютно без разницы для развития нынешних территорий Украины, разделятся они напополам, войдут в состав унитарного государства или даже всем скопом войдут в состав России. Развитие общества происходит не на уровне расчерчивания государственных границ, а на уровне формирования сильных внегосударственных, общественных объединений, которые единственно и могут противостоять любой уравнительный идеологии, насаждаемой сверху. Именно так и можно построить «европейское государство» – а вовсе не чудесным образом преобразиться в европейскую нацию, войдя в Евросоюз. Какую свободу и европейские ценности демонстрируют сейчас те, кто выступает за «европейские ценности»? Европейские ценности и демократия выросли из христианских ценностей – это прежде всего умение договариваться, понимать и слушать. Сторонники же "европейскости" сейчас демонстрируют все то, за что так ненавидят «совков»: узость мышления, нетерпимость к «чужому». Сам Евросоюз – это поразительный пример действия европейских ценностей: разные государства, которые исторически лютейше воевали, взяли и ОБЪЕДИНИЛИСЬ в один экономический и политический союз. А уж поверьте, разница между европейскими нациями не меньше, чем между русскими и украинцами или между жителями запада и востока Украины.

Чтобы не говорить абстрактно о государстве и гражданском обществе, приведу простой пример. Есть вы, ваша соседка и управляющая компания, которая загибает вам обоим тарифы на ЖКХ. Объединившись с соседкой и еще десятком соседей, то есть создав ячейку гражданского общества, вы могли бы с легкостью скинуть жадную УК и сэкономить на тарифах. Но вы не общаетесь с соседкой, втайне презираете и побаиваетесь ее – потому что она совок, истеричка и любит ансамбль «Песняры». А вы продвинутый и с айфоном. Поэтому вы продолжаете платить по завышенным тарифам, пока у вас продолжается подспудное противостояние с соседкой – она подвинет ваш велик на лестничной клетке, вы потихоньку нальете ацетон ей в пальму. Это противостояние может вылиться и в локальную «гражданскую войну». На уровне государства последствия такой гражданской войны, увы, гораздо более трагичны. Если бы вы с соседкой сосредоточились на том, что вас объединяет – общие интересы против грабительских тарифов, – вы могли бы достичь общих целей. Но управляющей компании это невыгодно: поэтому пока вы с соседкой или восток с западом будут грызться, профессиональные манипуляторы и воры будут продолжать воровать, «разделяя и властвуя», то есть отстегивая немного заработанного на вас же бюджета на разжигание ненависти между вами и устраивая маленькие провокации. Пока вы будете одерживать локальные победы в своей войне, реальность будет все там же – власть имущие будут спокойно делить ваши деньги.

Реальные преобразования в обществе люди совершают не на площади, а на своей лестничной клетке – чтобы уж не говорить банального «внутри самого себя». Легко было бы простить врага, если считать его братом – то есть логику семьи применять и в ситуации противостояния. Вместо этого сейчас ситуация противостояния распространяется и на семью: люди перестают общаться с родственниками из-за «позиции по Украине». А я еще раньше удивлялась: как же в гражданскую войну брат идет на брата?

Вся эта ситуация лишний раз показывает, что евангельские истины глубоко практичны. Врага нельзя ненавидеть по одной простой причине – ты просто не сможешь его понять и внятно суметь объяснить ему, почему он ошибается. Найти общую цель и договариваться с оппонентом от нее – это азы конфликтологии, азы эффективных переговоров. Но пока что в действие идут только азы пропаганды – и весьма эффективно, между прочим.

А под конец – не мои мысли, цитаты умных людей для самостоятельного изучения и применения к ситуации с Украиной.

«Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними» (прп. Марк Подвижник. Слова, 1.45).

«Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслью не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное знание и показывает твердое доверие Богу» (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.119).

«Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом славилось имя Божие. Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения. Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 7).

«Радостно ощущать, что среди людей нет и не может быть у нас врагов, а есть только несчастные братья, достойные сожаления и помощи даже тогда, когда они – по недоразумению, - становятся нашими врагами и воюют на нас. Увы! Они не понимают, что враг находится в нас самих, что его вначале нужно изгнать из себя, а потом помогать и другим сделать это. Один враг у нас общий - это диавол и его духи злые, а человек, как бы низко ни пал, никогда не теряет хотя бы несколько искорок света и добра, которые могут быть раздуты в яркое пламя. А нам нет никакой выгоды воевать с людьми, хотя бы они постоянно осыпали нас всякого рода ударами и поношениями… Воевать с людьми – это значит становиться на их ложную позицию. Даже в случае успеха эта война нам бы ничего не дала, а отвлекла бы надолго от нашей задачи» (свщисп. Роман (Медведь). Письмо дочери из лагеря, 1932).

«Зло находи в себе, а не в других людях или вещах, с которыми ты не сумел правильно обращаться. Так и ребёнок обращается с огнём или ножом: себя же жжёт, себя же режет» (прп. Севастиан Карагандинский).

«Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то благодать оставит тебя... А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией» (прп. Силуан Афонский. Писания, VII.4, VIII.6).

«Кто со страхом Божиим вразумляет и наставляет согрешающего, тот приобретает себе добродетель, противоположную греху. А злопамятный и недоброжелательно порицающий грешника, впадает, по духовному закону, в одинаковую с ним страсть» (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.183).

«Когда пожелаешь наставить кого на добро, упокой его сперва телесно и почти его словом любви. Ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться на лучшее, как телесные блага и уважение, какое он видит от тебя… [затем] с любовью скажи ему слово или два, и не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться» (прп. Исаак Сирин. Слова, 85,57).

«Если у тебя грешная привычка осуждать ближнего, то, когда осудишь кого-либо, положи в этот день три земных поклона с такой молитвой: “Спаси, Господи, и помилуй такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя грешного”. И так делай всегда, когда кого осудишь» (свщисп. Сергий (Правдолюбов)).

«Всем нам, любезные братия мои, предстоит умереть, и тяжко нам будет, если друг друга, живя на этом свете, не любим, если не примиримся с нашими противниками, на которых имеем обиду, и если, один другого оскорбляя, не простим, - то не будем иметь в том мире вечного покоя и блаженства, и не простит нам Отец Небесный наши согрешения» (свт. Петр Цетинский. Послание Радуловичам, 1805 г.).

«Насколько ты молишься от всей души за оклеветавшего тебя, настолько Бог открывает правду тем, кто поверил клевете» (прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 4.89).

«Если злопамятствуешь на кого-либо, то молись о нем; и, молитвой отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь эту страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смиренен и обходись с ним по-доброму, и избавишь его от страсти» (прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 3.90).

«Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей» (прп. Силуан Афонский. Писания, I.11).

«Не желай слушать о несчастье враждебных тебе людей. Ибо слушающие такие речи пожинают [впоследствии] плоды своего произволения» (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.173).

«Прошу вас, испытайте. Если кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что-либо ваше, то молитесь: "Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние", и тогда ощутимо будете носить в душе своей благодать. Принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и Сам опыт покажет тебе. А кто думает плохо о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога» (прп. Силуан Афонский. Писания, IХ.21).